ПАО “Татнефть” разрабатывает проект по переработке зерна в топливный этанол для использования в собственном производстве бензинов. Он необходим для производства экологичного ЭТБЭ в качестве присадки к бензинам взамен МТБЭ.
Мощность составит 90 тыс. т зерна в год. Ориентировочный срок реализации – 2020 г., сообщил Республиканский агропромышленный центр инвестиций и новаций (РАЦИН). Необходимость создания такого производства объясняется ужесточением экологических требований к качеству моторных топлив на европейском рынке.
Интерес к переработке 1 млн. т зерна в биоэтанол проявляет и ГК “ТАИФ”.
Сейчас в России нет законодательных предпосылок, которые стимулируют производство и потребление биотоплива. Следовательно, необходимо внесение изменений в федеральное законодательство, регулирующее производство и оборот спиртосодержащей продукции, считают в РАЦИНе.
Побочные продукты могут быть использованы в пищевой промышленности (протеин) и в животноводстве (отруби).
В Татарстане в среднем производится около 4-5 млн. т зерна в год, из этого объема на пищевые цели идет 300 тыс. т, остальное используется преимущественно в качестве корма в животноводстве. Для глубокой переработки можно использовать порядка 1 млн. т зерна.
Сейчас в РТ переработкой зерна занимаются 3 спиртзавода (конечный продукт – этиловый спирт) и предприятие по производству квасного сусла и малтозы (Кураловский), суммарно перерабатывая около 200 тыс. т пшеницы и ржи.
Этанол “Татнефть” может использовать для производства этилтретбутилового эфира (ЭТБЭ), который в таком случае заменит метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ) – добавку к моторным топливам, повышающую октановое число.
НПЗ “ТАНЕКО” (Нижнекамск) в этом году планирует пустить производство автомобильных бензинов марок АИ-92 и АИ-95, соответствующих требованиям ЕВРО-5, с проектной мощностью 1,1 млн. т/год.
Сегодня законодательно максимально допустимая доля МТБЭ в бензинах Евросоюза, а также России составляет 15%.
Экологичная альтернатива – ЭТБЭ создается смешиванием в тепловой реакции над катализатором этанола и изобутилена (изобутилен при этом получают из того же этанола). ЭТБЭ не впитывает влагу, за счет прекрасной испаряемости не имеет проблем с пуском холодного двигателя зимой. За счет высокого содержания кислорода обеспечивает наиболее полное сгорание топлива, что сводит к минимуму загрязняющие атмосферу выбросы СО, СО2, NO, NOx, SO2. (nangs.org/Химия Украины и мира)