Химия Украины и мира

Россия: ПАО «НК «Роснефть» сдвинуло завершение программы модернизации НПЗ с 2020 года на 2027 год

“Роснефть”, которая в последние годы сокращает инвестиции в НПЗ, сдвинула завершение программы модернизации своих заводов с 2020 г. на 2027 г. Другие крупные нефтяники – «ЛУКойл», “Газпром нефть”, “Газпром” и “Сургутнефтегаз” – практически выполнили план. Инвестиции падают из-за неопределенности налогового режима и низкой рентабельности, считают в Минэнерго.

Эксперты называют сдвиг сроков модернизации закономерным, поскольку сейчас выгоднее экспортировать нефть, а не вкладываться в переработку.

“Роснефть” пока лишь наполовину выполнила свои обязательства по модернизации НПЗ в рамках четырехсторонних соглашений между правительством и нефтекомпаниями, заключенных в 2011 г. Так, к 2020 г. “Роснефть” (владеет 13 крупными НПЗ, 36% в первичной переработке нефти в РФ) должна была построить 42 установки на своих заводах, но пока построила только 20, а от двух отказалась. Остальные 20 установок компания теперь рассчитывает построить до 2027 г., следует из апрельской презентации Минэнерго.

“Информация о переносе сроков программы модернизации НПЗ компании на срок до 7 лет не соответствует действительности. “Роснефть” реализует программу модернизации согласно утвержденному бизнес-плану и графику работ”, – сообщили в “Роснефти”. На вопрос, когда по плану модернизация будет завершена, в компании не ответили.

“Газпром нефть” (два НПЗ в РФ) завершит модернизацию в 2018 г., следует из презентации, построены 8 из 9 установок (компания хотела построить 10, но от одной установки отказалась). «ЛУКойл» (четыре НПЗ) также практически выполнил заявленную программу – 10 из 11 установок построены, но 4 установки компания решила не строить.

В 2011-2027 гг. запланирован ввод 128 вторичных установок, из которых по состоянию на май 2018 г. введены 78 установок, сообщили в Минэнерго. “Из-за изменившихся макроэкономических, ценовых и налоговых условий темпы инвестирования в модернизацию замедлились”, – подтвердили в ведомстве, добавив, что в отрасли нет “понимания долгосрочной системы налогового и таможенного регулирования”, а рентабельность инвестиций низкая. При этом в правительстве обсуждаются меры поддержки НПЗ, добавили в ведомстве. В качестве основного варианта обсуждается обратный акциз. Среди НПЗ крупных нефтекомпаний по выходу светлых нефтепродуктов, по данным Минэнерго, лидируют «ТАНЕКО» “Татнефти” (86,1%), Волгоградский НПЗ «ЛУКойла» (75,8%), Омский НПЗ “Газпром нефти” (72,6%). Наилучший показатель среди заводов “Роснефти” у НПЗ Уфимской группы (65,1%), которыми владеет “Башнефть” (в 2016 г. ее контрольный пакет купила “Роснефть”), и Комсомольского НПЗ (64%). Средняя глубина переработки по РФ – 62%.

Четырехсторонние соглашения были заключены в 2011 г. ФАС, нефтяниками, Ростехнадзором и Росстандартом. Нефтекомпании взяли на себя обязательства по модернизации НПЗ и объемам поставок нефтепродуктов на внутренний рынок. Начальник управления ТЭК ФАС Дмитрий Махонин заявил, что служба “крайне отрицательно” относится к невыполнению четырехсторонних соглашений и “недавно ряду компаний были направлены напоминания о необходимости отгрузки на внутренний рынок 20% от произведенных светлых нефтепродуктов”. Позже ФАС сообщила, что такое предупреждение выдано “Роснефти”. В Ростехнадзоре не дали комментарий.

“Роснефть” сокращает инвестиции в модернизацию НПЗ уже несколько лет – со 195 млрд. руб. в 2013 г. до 65 млрд. руб. в 2016 г. и 2017 г. По оценке Василия Тануркова из АКРА, на завершение модернизации “Роснефти” может потребоваться еще 400 млрд. руб. Глава “Роснефти” Игорь Сечин просил Владимира Путина о поддержке НПЗ компании из бюджета на 145 млрд. руб. На прошлой неделе Сечин заявил, что EBITDA заводов “Роснефти” в “сегодняшних макроусловиях” не превышает 7% от EBITDA всей компании, что при инвестициях более 1 трлн. руб. – “ничтожный показатель”.

Модернизация НПЗ сейчас очень ограниченно влияет на цену топлива – последний раз серьезное влияние на цены наблюдалось во время бензинового кризиса 2011 г., сейчас такого влияния нет, так как спрос на бензин в РФ стагнирует, считает Михаил Турукалов из “Аналитики товарных рынков”. По его мнению, перенос сроков модернизации НПЗ со стороны “Роснефти” – оправданный шаг, поскольку в текущих налоговых условиях выгоднее экспортировать нефть. Кроме того, последние девять месяцев цены нефтепродуктов на внутреннем рынке держатся ниже экспортного паритета, замечает он, из-за этого нефтекомпании недополучают выручку. (Rcc/Химия Украины и мира)

Exit mobile version