Импортеры смазочных материалов уже много лет добиваются отмены действующей в Украине схемы, которая позволяет отдельным индивидуумам ежегодно зарабатывать миллионы гривен от сбора за утилизацию отработанных масел. Дело в том, что утилизация эта чаще всего происходит на бумаге, а отработанное масло идет на отопление и в фальсифицированные нефтепродукты, нанося огромный вред природе, машинам и госказне. Ниже приведено развернутое расследование этой схемы.
Отработанные автомобилистами или промышленностью моторные, гидравлические, трансмиссионные масла – особенный продукт. Оно представляет ценность даже после использования: масло может быть очищено и снова использовано в качестве базового. Но это цивилизованный путь, тогда как в Украине по нему идет лишь незначительный объем этого ценного ресурса.
Кривые дороги. “Отработанное масло – это своего рода валюта. Мы это видим по своим СТО: если в городах водитель оставляет слитое масло на сервисе, то в селах люди забирают его с собой”, – рассказал директор одной из компаний, имеющих лицензию на утилизацию отработанного масла. В селах отработанное масло применяется для обработки деревянных конструкций (сохраняет их от гниения) и по прямому назначению, например, для смазывания бензопил и другой техники.
“Нужно признать, что значительные объемы опасных отходов уходят на теневой рынок, нанося ущерб окружающей среде и не принося никакой пользы государству. Именно использование отработанных масел в качестве энергоносителя (сжигание в печах для получения тепла) создает большую часть теневого рынка”, – сказали в “Приста Рисайклинг Украина”. Этой компании принадлежит мини-НПЗ по регенерации масел в Николаеве мощностью 40 тыс. т/гд, она также собиралась построить в столичной области современный завод по переработке отработанного масла на 80 тыс. т. Однако в 2014 г. проект был заморожен “в связи с “политико-экономической” ситуацией в стране”.
Но работают и другие факторы. Рынок отработанного масла разогрет “теневиками” и его цена в зимний период может достигать свыше 10000 грн./т (без НДС). В Европе сжигание отработанных масел запрещено, введена обязательная передача на регенерацию. В Украине, по оценкам участников рынка, на обогрев уходит до 40% отработанных масел.
Такой же по величине канал – использование отработанных масел при кустарном производстве масел и дизтоплива. Как правило, “отработку” подмешивают в новое базовое масло (стоимостью до 25000 грн./т), тем самым удешевляя его. Объем этого рынка оценивается в около 100 тыс. т, или 500 млн. грн. в деньгах.
Масштабы проблемы иногда приобретают совсем неприличные формы. В 2016 г. ГП “Завод им. Малышева” передало Министерству обороны Исламской Республики Пакистан 30 комплектов моторно-трансмиссионных установок для танков “Аль Халид”. Однако вскоре пакистанская бронетехника стала выходить из строя. Экспертиза установила – масло низкого качества. Поставляла его в Пакистан госкомпания “Укрспецэкспорт”, покупая у компании, которая работала без лицензии. В течение 2015-2017 гг. госкорпорация поставила в Пакистан почти 200 т “левого” моторного масла.
Наличие проблемы признают и в Министерстве экологии и природных ресурсов. “Значительная часть операций с отработанными маслами, которые относятся к категории опасных отходов, происходит в теневом секторе экономики, что обуславливает попадание значительной части опасных отходов в окружающую среду, нерациональное обращение с маслами”, – говорится в тексте анализа регуляторного влияния проекта постановления Кабмина о внесении изменений к постановлению от 17 декабря 2012 г. №1221, разработанного Минэкологии.
Деньги за утилизацию идут в карман. По закону утилизацией отработанных масел занимаются компании, которые имеют соответствующие лицензии. Как уточнили в пресс-службе Минприроды, сейчас лицензии на осуществление утилизации и обезвреживания отработанных нефтепродуктов (масел) имеют 38 субъектов хозяйствования. В 2014 г. Минприроды было выдано 18 лицензий, в 2015 г. – 5, в 2016 г. – 4, в 2017 г. – 6.
Платит за утилизацию тот, кто поставляет масла, – импортер или производитель. Согласно постановлению №1221 (“Некоторые вопросы сбора, перевозки, хранения, переработки, утилизации, обезвреживания отработанных масел”) цена услуги по организации сбору, перевозки, хранения, обработки и утилизации для импортеров и производителей составляет 0,8 грн./л, без НДС.
Уплачивая сбор, импортер обязан указывать фирму-утилизатора, которой перечисляет деньги. И вот здесь начинается самое интересное. “Таможенные инспекторы ненавязчиво рекомендуют, а по сути настаивают на работе с определенными компаниями. Не хотите, значит, будете ждать оформления до второго пришествия”, – рассказали в одной из компаний на правах анонимности. Поводов затянуть оформление масса: обед, запрос дополнительной информации, лабораторные пробы. В итоге импортер масла вынужден либо соглашаться, либо терять деньги и время.
“Недавно пришлось перевозить товар на другую таможню и оформлять его там. Инспектор предложил перечислить утилизационный сбор компании, зарегистрированной в оккупированном Крыму. Разумеется, мы отказались”, – рассказали в одной из компаний-импортеров масел.
Во времена Виктора Януковича поставщиков наиболее часто склоняли к работе с компанией “Грин Арт”, которую связывали с сыном генпрокурора Артема Пшонки. Тогда оформить лицензию на утилизацию было нереально. А кому повезло, работать не давали.
В 2016 г. в ситуации хорошо был осведомлен замминистра экономического развития и торговли Максим Нефедов. “Импортируешь масло – на границе тебе экоинспектор дает свою уполномоченную компанию-“мотылька”, платишь ей. Далее компания должна перечислять средства переработчику, но на самом деле деньги – тю-тю. Никто ничего за утилизацию не платит, ни одной нормы утилизации не существует, ответственность призрачна. Просто 150 + млн. грн. (цифра была актуальна в 2015 г.) каждый год идут кому-то в карман. Природа загрязняется от банального сожжения отработанных масел, реальные переработчики не могут найти сырье”, – писал Нефедов в Facebook. Импортеры же оценивают масштаб в 200 млн. грн./год от утилизационного сбора.
Масло, которого нет. Все дело в том, что выполнить алгоритмы по утилизации масел на практике невозможно. Например, импортерам невыгодно оформлять собственную лицензию. Рассмотрим обычную ситуацию. Постановлением №1221 установлена минимальная норма переработки в размере 40% от объема оплаченного масла. Т. е. импортеру 100 т масла нужно будет переработать 40 т отработанных масел. А согласно директивам ЕС, которые собираются внедрить в Украине, в 2020-2024 гг. показатель вырастет до 50%, с 2025 г. по 2029 г. – до 60%, в 2030-2035 гг. – до 70%. Но где взять эти 40 т масла? Их можно лишь купить на рынке, где огромный спрос держит цены в диапазоне 5-6 грн./л. Посчитаем: компания импортировала 100 т масел и благодаря наличию лицензии не заплатила полагающиеся 100 тыс. грн. утилизационного сбора. Но на закупку отработанного масла ей понадобятся 200 тыс. грн.
Из ситуации выходят просто: “утилизатор” кладет в карман 100 тыс. грн., а для отчетности подкладывает фальшивыми актами выполненных работ.
В госорганах о проблеме знают, но, как сообщили в пресс-службе Минприроды, в 2014-2017 гг. проверки “утилизаторов” не проводились из-за объявленного правительством моратория. 18 декабря 2017 г. Кабмин постановлением №1104 “Об утверждении перечня органов государственного контроля, которые не попадают под действие Закона Украины “О временных особенностях осуществления государственного контроля в сфере хозяйственной деятельности” вернул Минприроды функцию проведения проверок лицензиатов по утилизации отработанных масел.
“Наиболее распространенными нарушениями со стороны лицензиатов в ходе проведенных Минприроды плановых и внеплановых мероприятий государственного контроля является отсутствие возможностей у субъектов хозяйствования подтвердить заявленные мощности обращения с опасными отходами, а также отсутствие документов, в том числе разрешительного характера, предусмотренных лицензионными условиями”, – уточнили в пресс-службе. За подобные нарушения министерство может лишить лицензии, однако был ли кто-то наказан, неизвестно.
Надо менять правила. Участники рынка призывают срочным образом перейти на европейский алгоритм обращения с отработанными маслами. Его описание содержится в открытом письме главе комитета ВР по вопросам противодействия коррупции Егору Соболеву, которое подписали такие крупные импортеры, как “Газтрон-Украина”, “Энергосеть”, “КСМ Протек”, СП “Юкойл”, “ИМК”, “Смарт ойл групп”, “Нефтехимсинтез”. Трейдеры требуют отменить постановление №1221, создающее нынешнюю коррупционную схему, и принять за основу европейскую директиву по обращению с отработанными маслами. Предлагаемые изменения в Налоговый кодекс предусматривают расширение базы налогообложения за счет внесения в список плательщиков экологического налога предприятиями, которые реализуют масло конечным потребителям, а также предусматривают ответственность в виде существенных штрафов. Деньги от плательщиков экологического налога предлагается направлять в виде грантов на поддержку и развитие предприятий, которые занимаются высокотехнологической регенерацией, развитием инфраструктуры и культуры обращения с отработанными маслами.
“Импортеры базовых масел выступают за изменение подхода к утилизации масла и переход к более цивилизованной форме. Сбор должен уплачиваться в бюджет или быть заменен на акциз. Государство за привлеченные средства могло бы организовать пункты сбора отработанных масел (сейчас их нет), а частные компании привлекать через процедуры прозрачных тендеров, не привлекая к этому процессу импортеров. А так мы просто кому-то дарим деньги”, – говорит глава крупного импортера масла.
В то же время в Минэкологии менять правила игры не торопятся. В пресс-службе уточнили, что пока есть только один проект постановления, который предполагает создание электронного сервиса, предназначенного для сбора, обобщения и анализа отчетности об операциях импорта и производства масел, их использования в технологических процессах, объемах переработки. Документом также планируется введение требования осуществлять видеофиксацию или онлайн-трансляцию операций по утилизации, обезвреживанию отработанных масел.
Впрочем, даже этот документ, который мог бы хотя бы упорядочить статистику, до сих пор не принят и ситуация остается прежней. Участники рынка уверены, что сохранение действующего коррупционного механизма псевдоутилизации масел обеспечивают весьма влиятельные персоны, принимавшие непосредственное участие в его создании. При этом тема масла там далеко не единственная.
А как у них? В мире существует концепция “расширенная ответственность производителя”. Впервые она была принята в Швеции и затем была закреплена в актах Европейского сообщества (ЕС), а также в других странах. Она заключается в том, что производители товаров или их импортеры обязаны нести ответственность за отходы, в которые эти товары превращаются по истечению срока годности или эксплуатации. Виды ответственности производителей товаров различны: физическая – обязаны обеспечить сбор отходов, экономическая – обязаны платить кому-либо за сбор и переработку отходов и зависят от страны, рассказали в “Приста Ристайлинг Украина”.
В ЕС сфера переработки отработанных масел регламентируется европейскими директивами 75/439/ЕЕС и 87/101/ЕЕС/, которыми установлены ясные правила, мотивирующие индустрию к сбору и переработке отработанных масел. В основе обращения с отработанными маслами в Европе лежит принцип регенерации.
В таких странах, как Германия, Бельгия, Италия, на установки регенерации поступает не менее половины всего отработанного масла. В различных странах ЕС системы сбора и переработки отработанных масел несколько отличаются, но общим для них остается заложенный директивами принцип polluter pays (загрязняющий платит).
В отличие от Украины сжигание отработанных масел в ЕС и США запрещено, за это предусмотрена уголовная ответственность. Сжигание отработанных масел оказывает негативное влияние на окружающую среду и представляет собой серьезную экологическую угрозу. Происходят неконтролируемые выбросы в атмосферу тысяч тонн опасных веществ (окиси азота, сернистого андигрида, метана, формальдегида, хлористого водорода, окиси углерода). При этом в Украине сжигается не менее 40% всего отработанного масла, так как оно представляет собой дешевую альтернативу печному топливу. (enkorr.com.ua/Химия Украины и мира)