По данным Госпитального аудита фармацевтического рынка России, проводимого DSM Group, в первом квартале для нужд ЛПУ было приобретено 187,8 млн. упаковок лекарственных препаратов на 41,9 млрд. руб. (в закупочных ценах). На закупку необходимых лекарственных препаратов для больниц было потрачено на 9,0% меньше бюджетных средств по сравнению с 1 кварталом 2017 г., в результате чего объем закупленных упаковок снизился на 8,1%.
Средневзвешенная стоимость одной упаковки лекарственного средства, закупаемого для ЛПУ, в январе-марте составила 223 руб., что на 0,9% меньше, чем в первом квартале 2017 г. Данный фактор объясняется изменением структуры потребления в пользу отечественных препаратов, которые имеют более низкую стоимость. При этом у популярных препаратов средневзвешенной цена показала падение: 17 брэндов из ТОП-20 закупались по более низким ценам. Максимальное снижение было отмечено у марки “Совигрипп” производителя “Микроген”: в 2018 г. цена была на 64,6% ниже, чем в первом квартале 2017 г.
Традиционно доля отечественных препаратов в натуральном выражении (77,6%) значительно выше, чем в стоимостном (37,8%). Нельзя оставить незамеченным значительное изменение структуры закупок. В 2017-2018 гг. одна из наблюдаемых тенденций на фармрынке – переключение потребителя на отечественные препараты. Так, за год доля российских препаратов выросла на 4,2% в рублях и на 4,5% в упаковках. Основной вклад в рост закупок российских ЛП в рублях в 2017 г. внесли препараты “Совигрипп” (продажи брэнда в 1 квартале 2018 г. выросли на 1368,4% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года), “Сиртуро” (+401,9%), “Авегра” (+252,1%), “Меропенем” (+221,2%). Также в 2017 г. в закупки был включен брэнд “Дазатиниб” (за 3 месяца продажи составили 22,8 млн. руб.).
Средневзвешенная стоимость одной упаковки импортного средства по итогам трех месяцев 2018 г. составила 618 руб., что на 11,4% больше, чем в первом квартале 2017 г. Несмотря на рост стоимости российских лекарств на 5,0%, она все равно значительно отстает (более чем в 5 раз) от цены на зарубежные ЛП и составляет около 109 руб./упак.
Второй тенденцией российского фармацевтического рынка является рост доли дженериковых препаратов в общей структуре закупок лекарственных препаратов. В 1 квартале доля дженериков увеличилась на 3,0% в стоимостном выражении и на 1,7% в натуральном относительно аналогичного периода прошлого года. При этом на оригинальные препараты приходится 4,1% в упаковках и 33,6% в рублях.
В сегменте госпитальных закупок лидером среди АТС-групп первого уровня за 1 квартал, как и в прошлые периоды, по стоимостному объему является группа [J] “Противомикробные препараты для системного использования”.
В 1 квартале 2018 г. 10 групп из 15 показали падение закупок. Максимальные потери были отмечены у группы [Р] “Противопаразитарные препараты, инсектициды и репелленты” (-38,4%).
В рейтинге натуральных объемов продаж лидирует АТС-группа первого уровня [В] “Препараты, влияющие на кроветворение и кровь” с долей рынка 33,7%: за 1 квартал 2018 г. было закуплено 63,3 млн. упаковок лекарственных средств. Аналитики отмечают, что в упаковках почти по всем группам также наблюдается сокращение объемов реализации. Наибольший темп снижения был отмечен у группы [P] “Противопаразитарные препараты, инсектициды и репелленты”: -37,0%. Максимальный прирост наблюдался у препаратов группы [H] “Гормональные препараты для системного использования (исключая половые гормоны)”: +16,7%.
Рейтинг производителей в стоимостном выражении состоит в основном из иностранных компаний. Исключениями являются “Биокад” и “Верофарм”, которые по итогам закупок 1 квартала 2018 г. заняли 1 и 5 строчки соответственно. На первое место в рейтинге с третьей строчки поднялась отечественная компания “Биокад” за счет того, что объем госпитальных закупок препаратов данной фирмы за год вырос на 6,5% в рублях. Немалую роль в этом сыграли такие брэнды, как “Авегра” (+252,1%) и “Гертикад”(+18,5%). Не менее ярко проявила себя российская компания “Верофарм”, которая поднялась на 4 позиции вверх. Закупки средств данного производителя увеличились на 20,9%. Данная динамика в первую очередь обусловлена увеличением закупок “Анфибра” (+176,8%), “Церепро” (+159,2%) и “Гептор” (+46,1%).
Первое место по итогам 1 квартала в рейтинге брэндов по стоимостному объему закупок удерживает препарат “Натрия Хлорид”, который занял 3,1% рынка. Данный брэнд производят 40 компаний. Наилучшие результаты показали вакцины “Пентаксим”компании Sanofi (средневзвешенная цена 1086 руб./упак.) и “Совигрипп” производства “Микроген” (289 руб./упак.), закупки которых за год выросли более чем на 1000%.
Только 3 брэнда из ТОП-10 показали падение продаж: сурфактант “Куросурф” (-6,9%), фибринолитическое средство “Актилизе”(-2,9%) и рентгеноконтрастное средство “Ультравист” (-0,4%).
ТОП-10 брэндов по натуральным объемам закупок значительно отличается от стоимостного рейтинга. Здесь традиционно лидирует брэнд “Натрия Хлорид”, заняв 22,9% рынка госпитальных закупок. На вторую строчку поднялся антибиотик-цефалоспорин “Цефтриаксон”, который производят порядка 14 заводов. “Синтез”, “Красфарма” и “Белмедпрепараты” занимают свыше 70% объема поставок антибиотика в больницы. На третьем месте по упаковкам находится средство углеводного питания “Глюкоза” с долей рынка 3,2%.
Максимальный рост принадлежит антибиотику “Цефотаксим”: в 1 квартале ЛПУ закупили на 43,7% больше упаковок, чем в аналогичном периоде прошлого года. При этом наблюдается существенное сокращение объемов закупок в упаковках марок “Цефазолин” (-30,2%) и “Этиловый Спирт” (-21,1%). (pharmvestnik.ru/Химия Украины и мира)