Химия Украины и мира

Украина: Антимонопольный комитет наложил самый большой штраф за всю историю рынка сжиженного газа (LPG)

Антимонопольный комитет Украины оштрафовал крупных оптовых и розничных игроков на рынке сжиженного газа почти на 41 млн. грн. Указанный штраф стал самым большим за всю историю украинского рынка LPG.

В конце июня подошло к концу расследование АМКУ по так называемому “газовому делу”, возбужденному относительно рекордного роста оптовой и розничной стоимости на сжиженный газ в конце лета – начале осени 2017 г. в Украине.

Дело по признакам антиконкурентных согласованных действий на рынке LPG в качестве моторного топлива в Антимонопольном комитете начали рассматривать еще с 4 сентября 2017 г. Во время расследования представителями комитета было совершено 10 внеплановых выездных проверок компаний, осуществляющих деятельность на рынке LPG. В конце 2017 г. Антимонопольным комитетом в качестве ответчиков по делу было привлечено семь юридических лиц, входящих в группу компаний “Надежда”, три – входящих в группу WOG, два – входящих в группу ОККО, в дальнейшем список аффилированных компаний расширили. А в последствии к ответчикам добавили “Авантаж 7” и “БРСМ-Нафту”.

На протяжении указанного периода было проведено значительное количество слушаний с привлечением участников газового рынка. В итоге 21 июня 2018 г. АМКУ принял решение о наложении штрафных санкций на ключевых топливных операторов. Так, действия группы “Надежда” (ЧП “Компания “Надежда”, “Евростандарт-Автогаз”, “Л.В.”, ООО “Газ поставки”, “Монтажналадка”, “Надежда Ритейл” и “Надежда-Закарпатье”), WOG (“Импорт Транс Сервис”, “ВОГ Ритейл”, “Нефтетрейд Ресурс”), ОККО (“ОККО-Бизнес Контракт”, “ОККО-Контракт” “ОККО-Ритейл”, “ОККО-Восток”), “Авантаж 7” и “БРСМ-Нафта” (“Факторинг Групп”) были признаны нарушением законодательства о защите экономической конкуренции, предусмотренным пунктом 1 статьи 50 и частью третьей статьи 6 Закона Украины “О защите экономической конкуренции”.

Как результат, регулятор суммарно оштрафовал WOG на 14,79 млн. грн., “Надежду” на – 11,97 млн. грн., ОККО на – 6,41 млн. грн., “БРСМ-Нафту” на – 4,54 млн. грн., “Авантаж 7” на – 3,27 млн. грн.

В список “штрафников” попали не все участники рынка, хотя во время газового кризиса оптовая и розничная стоимость LPG росла у всех игроков. Если связку ОККО и WOG, которые на пару управляют около 500 АГЗП, антимонопольщики смогли легко привязать по их предыдущим “бензиновым делам”, то “Надежду” скорее привлекли, как оптового продавца, поскольку полтавская компания управляет сетью из около 60 АГЗП, и то не во всех регионах Украины. Впрочем, кроме “Надежды” в Украине есть еще несколько крупных оптовиков, которые в прошлом году оказались в той же ситуации, продавая газ по рекордным ценам из-за дорогих импортных закупок. Более того, не понятно, как в список попали дискаунтеры рынка “БРСМ-Нафта” и “Авантаж 7” (суммарно более 280 АГЗП), ведь в системном завышении цен их вряд ли заподозришь.

Следует разобраться. Можно было бы порадоваться за то, что АМКУ держит руку на пульсе событий топливного рынка, если бы не объективные обстоятельства, которые спровоцировали газовый кризис 2017 г. Предпосылки к рекордным ценам начали закладываться еще с конца весны 2017 г., пока давление на импортозависимом ринке не подстегнуло небывалый спрос и, как следствие, подорожание и кризис.

Одной из главных причин недостатка ресурса стали ограничения, введенные Федеральной службой технического и экспортного контроля России на поставки LPG в Украину с мая 2017 г. Кроме сбоев с импортом в июле-августе усугубилась ситуация с внутренним производством сжиженного газа. В итоге всего за несколько недель Украина стала одним из самых премиальных европейских рынков автогаза, а потребители увидели на стелах заправок ценники в 16-18 грн./л. Тогда многие ритейлеры объясняли такую стоимость попыткой сбить ажиотаж, чтобы рынок достиг баланса спроса и предложения.

На дефицит повлияли и другие факторы, которые усугубили кризис. Кроме влияния ФСТЭК и последующего сокращения экспорта из России масла в огонь подлили рост украинского рынка, который в 2017 г. составил почти 10%, а также отсутствие мощностей хранения, работа с колес и ориентир на спотовые контракты. Также ситуацию усугубило отсутствие надежных источников из других стран.

Расштрафовались. Штраф в почти 41 млн. грн. стал вторым рекордным от АМКУ для участников рынка за последние два года. В конце октября 2016 г. Антимонопольный комитет оштрафовал нефтетрейдеров на 204,3 млн. грн. за неконкурентные действия на топливном рынке (синхронное повышение цен на АЗС) с 2013 г. по 2016 г. В частности, штраф был наложен на “Золотой экватор” – 16,2 млн. грн. и “ВОГ Ритейл” – 54,4 млн. грн. (компании сети АЗС WOG), ЧП “ОККО Нефтепродукт” – 77,9 млн. грн. (сеть АЗС ОККО), “Альянс Холдинг” – 39,7 млн. грн. (сеть АЗС Shell), “АМИК Украина” (до 8 мая 2015 года “Лукойл-Украина”) – 12,5 млн. грн., “СОКАР Петролеум” – 2,5 млн. грн. (сеть АЗС SOCAR), “Параллель-М ЛТД” – 1,4 млн. грн. (сеть АЗС Parallel).

Однако до сих пор не все топливные игроки согласились со штрафом и пополнили госбюджет. Так, ОККО и SOCAR нашли доводы в суде и смогли обжаловать решение антимонопольщиков. Другие “штрафники” до сих пор судятся с комитетом. Смирившись с приговором комитета, “Параллель” даже заплатила штраф.

По всей вероятности, после вынесенного приговора участники газового рынка тоже пойдут в суды и будут добиваться отмены многомилионных штрафов. (nefterynok.info/Химия Украины и мира)

Exit mobile version