Европейская комиссия начала антимонопольное расследование по поставкам катарского газа в Европу. Расследуется деятельность компании Qatar Petroleum на рынках сжиженного природного газа в европейских странах. Еврокомиссия изучит содержание долгосрочных контрактов (заключаются на 20-25 лет) на предмет наличия прямых или косвенных территориальных ограничений.
Дело в том, что на Qatar Petroleum приходится порядка 40% всего импорта сжиженного природного газа, а доля компании в поставках на рынки отдельных стран ЕС является еще более высокой.
В мае этого года Европейская комиссия завершила первое газовое антимонопольное расследование в отношении “Газпрома”. Дело велось с 2012 г., было закончено после многочисленных переговоров, в результате которых ЕС добился внесения изменений в деятельность российской компании на рынке европейских стран, но без каких-либо штрафов для “Газпрома”. Сейчас настала пора для Qatar Petroleum – крупнейшего поставщика СПГ на мировые рынки, в том числе в страны ЕС.
Предметом расследования Еврокомиссии является проверка наличия препятствий в соглашениях по поставкам сжиженного природного газа между Qatar Petroleum и европейскими импортерами свободному потоку газа внутри Европейской экономической зоны в нарушение существующих в ЕС норм по конкуренции.
Согласно заявлениям представителей Еврокомиссии, цель антимонопольных расследований состоит в том, что добиться свободного перемещения энергетических ресурсов на территории Евросоюза вне зависимости от того, откуда они экспортируются. Расследование против катарской компании должно установить наличие территориальных ограничений в контрактах по поставкам СПГ, заключенных с Qatar Petroleum, что привело к препятствиям для свободной конкуренции и подорвало возможность для европейского потребителя получать максимальные выгоды от единого рынка ЕС. Еврокомиссия расследует конечные направления поставок катарской компании и ищет наличие в соглашениях картельного сговора, а также признаки злоупотребления доминирующим положением на рынке.
ЕС хочет добиться прозрачности поставок как трубопроводного газа, так и СПГ, приходящих в европейские страны. Трубопроводный газ мог быть перепродан по более высоким ценам на рынке соседних стран. В случае же СПГ операторы терминалов, предназначенных для импорта СПГ, быстро реагируют на рыночный спрос, перегружают СПГ с приходящих в страны ЕС газовозов и перенаправляют их туда, где можно получить от продажи сжиженного газа большую премию.
В ответ на открытие расследования со стороны Еврокомиссии компания Qatar Petroleum заявила о “первостепенной важности для нее соблюдения регулирующих норм во всех географических областях, в которых она действует. Qatar Petroleum надеется на сотрудничество с Европейской комиссией для решения любых вопросов или проблем, которые могут возникнуть в этой связи.
Тем временем в Испанию пришел первый газовоз с СПГ российского “НОВАТЭКа”. Газ с арктического проекта “Ямал СПГ” поступил в эту европейскую страну по 24-летнему контракту с испанской компанией Gas Natural Fenosa. Руководство “НОВАТЭКа” не раз заявляло о том, что ее сжиженный природный газ не составляет конкуренции трубопроводным поставкам “Газпрома”. Однако на примере Qatar Petroleum становится ясно, насколько сложными и запутанными могут быть схемы поставок на быстро развивающемся и очень активном рынке сжиженного природного газа. То, что для России как поставщика газа может быть проблемой, приводящей к конкуренции между поставщиками из одной страны, в ЕС зачастую трактуется как ограничение свободы для перемещения энергоресурсов. Российским компаниям придется следить не только за поставками друг друга, но и за тем, чтобы контракты на поставки в страны ЕС не содержали каких-либо ограничений для свободного перемещения на европейских рынках поставляемого природного газа из России. (oilstat.ru/Химия Украины и мира)