По итогам мая в порт Николаева танкерами было поставлено 16,2 тыс. т авиационного топлива, при этом из порта за этот месяц было отгружено всего 0,6 тыс. т. За пять месяцев 2018 г. дисбаланс между поставками и отгрузками достиг 51,6 тыс. т. Об этом сообщили в “Консалтинговой группе А-95” со ссылкой на собственное исследование.
На порт Николаева приходится около 70% морских поставок авиатоплива. Практически весь объем керосина, который поступает в этот порт, импортируют компании из группы “Трейд Коммодити”, которая последние два года лидирует по объемам импорта этого вида топлива.
В январе-мае через порт Николаева было импортировано 64,3 тыс. т авиационного топлива, а отгружено из порта по железной дороге 12,7 тыс. т. В 2017 г. при импорте 125 тыс. т отгрузки составили только 36,5 тыс. т.
Эксперты и участники рынка объясняют такой дисбаланс тем, что керосин может смешиваться с дизельным топливом и выходить из порта под видом ДТ. Смешивание топлив имеет экономический смысл ввиду семикратной разнице в акцизном налоге на ДТ (EUR139,5/тыс. л) и авиатопливо (EUR21/тыс. л).
Косвенным подтверждением того, что авиатопливо смешивается в ДТ, является то, что с 2017 г. железнодорожные отгрузки дизельного топлива из порта Николаев превышают объемы, который по импорту поступают в этот порт. В частности, в 2017 г. через порт Николаева было импортировано 153,1 тыс. т ДТ, а железнодорожным транспортом из порта отгружено 182,2 тыс. т, то есть на 29,1 тыс. т больше. Такой же дисбаланс наблюдается и в 2018 г.: при импорте по морю 34,9 тыс. т ДТ по железной дороге из порта было отгружено 41,7 тыс. т (+6,8 тыс. т).
“Очень много появилось топлива с предельно низкой плотностью, если мы привыкли видеть ДТ плотностью 0,830 г/куб. см, то сейчас на рынке полно ДТ с погранично низким показателем – 0,812-0,820 г/куб. см, что, на мой взгляд, имеет только одно объяснение – керосин смешивается с дизельным топливом. Во-первых, таким образом происходит оптимизация по налогам, во-вторых, мы видим, что по качеству эти показатели предельны”, – говорил директор “А-95” Сергей Куюн.
Факт того, что авиационное топливо некоторые участники рынка смешивают с дизельным топливом, подтвердил начальник Энергетической таможни ГФС Игорь Пиковский, подчеркнув, что это точно не происходит в зонах таможенного контроля. “Действительно, мы все прекрасно понимаем, что авиационным топливом “бодяжат” соляру и говорить о чем-то другом кроме слова “бодяжат”, думаю, не имеет смысла”, – сказал И. Пиковский.
За 5 месяцев 2018 г. импорт авиационного топлива увеличился на 27% по сравнению с аналогичным периодом 2017 г. и составил 170,7 тыс. т. При этом, согласно данным Госавиаслужбы, за этот период количество рейсов украинских авиакомпаний, которые являются основным потребителем керосина в отечественных аэропортах, вырос на 7,3%, а общий пассажиропоток – на 18%.
В 2017 г. на украинский рынок было импортировано 336,4 тыс. т авиационного топлива (рост в 2,3 раза), еще 184,3 тыс. т произвел Кременчугский НПЗ (+12%). При этом гражданские аэропорты и военные базы в 2017 г. суммарно получили порядка 361 тыс. т авиационного топлива (+28,5%). (enkorr.com.ua/Химия Украины и мира)