Компания Norterminal планирует построить три терминала для СПГ-проектов «НОВАТЭКа».
Сжиженный природный газ проекта “Ямал СПГ” будет экспортироваться на европейские рынки с использованием трех терминалов в норвежской части Арктики. По информации Barents Observer, компания Norterminal обратилась в Норвежский нефтяной директорат за разрешением о начале соответствующих операций в партнерстве с «НОВАТЭКом». Таким образом, российский СПГ пойдет на европейские рынки с перегрузкой в норвежских фьордах.
Норвежское издание предполагает, что “Ямал СПГ” нуждается в дополнительной поддержке новыми перегрузочными мощностями из-за несоответствия производственных объемов экспортным возможностям.
Перевозкой СПГ этого российского проекта пока занимаются пять газовозов арктического класса, со временем их число должно вырасти до пятнадцати. Осенью этого года должна быть введена вторая линия завода по сжижению природного газа “Ямал СПГ”, а у компании недостаточно судов арктического класса, чтобы своевременно осуществлять поставки газа заказчикам. Использование трех перегрузочных плавучих терминалов в арктических фьордах Норвегии значительно упростит логистику. Из норвежской части Баренцева моря российский СПГ пойдет на европейские рынки с использованием обычных газовозов.
По информации Norterminal, эта норвежская компания принимает участие в соответствующем тендере, организованном «НОВАТЭКом». Norterminal планирует ежемесячно выполнять примерно по 15 операций по перевалке сжиженного природного газа на каждом из трех плавучих терминалов. Два из них будут установлены рядом с норвежским Киркенесом вблизи с российской границей, еще один будет находиться по соседству с городом Хоннингсвог. Предполагается, что перегрузочные операции стартуют в середине ноября 2018 г. Объемы перевалки будут нарастать по мере увеличения производства сжиженного природного газа у «НОВАТЭКа”. Общие мощности первой и второй линий “Ямала СПГ” оцениваются в 11 млн. т сжиженного природного газа в год, или порядка 900 тыс. т/месяц.
В 2017 г. с аналогичными целями было анонсировано создание перегрузочного терминала на Камчатке мощностью до 20 млн. т/год. Предполагалось, что с терминала будут выполняться поставки российского СПГ в адрес азиатских покупателей. «НОВАТЭК» собирается в перспективе наращивать производство сжиженного природного газа в рамках других своих проектов в российской Арктике. Поставки в обоих направлениях будут обеспечены реализацией проектов “Ямал СПГ” и “Арктик СПГ 2″.
Norterminal вплоть до 2016 г. активно работала с «ЛУКОЙЛом” по перевалке нефти, затем российская компания перевела эти операции на территорию РФ. Однако у нее отсутствует опыт работы по перевалке сжиженного природного газа. Сейчас норвежцы строят сухопутный терминал рядом с Киркенесом, где предполагают работать как с нефтяными поставками, так и с СПГ. Norterminal надеется, что к проекту добавятся три плавучих терминала в рамках сотрудничества с «НОВАТЭКом». В случае реализации проекта “Ямал СПГ” и “Арктик СПГ 2” получат дополнительные выгоды за счет экономии на привлечении газовозов арктического класса.
Норвежская аналитическая компания Rystad Energy высоко оценивает шансы России попасть в пятерку крупнейших производителей сжиженного природного газа в период до 2030 г. наряду с Катаром, США, Австралией и Канадой.
До 2030 г. возможна реализация проекта по строительству третьей линии мощностью 5,4 млн. т СПГ в год на проекте “Сахалин-2” (оператор проекта – Sakhalin Energy, принадлежит дочерним структурам “Газпрома”, Shell, Mitsui и Mitsubishi) в дополнение к двум уже действующим общей мощностью 11,5 млн. т по итогам 2017 г. Rystad Energy предполагает, что пуск третьей линии на заводе СПГ дальневосточного проекта состоится не ранее 2024 г.
Тем временем «НОВАТЭК” будет наращивать выпуск сжиженного природного газа в рамках “Ямала СПГ”. До конца 2018 г. компания введет в строй вторую линию по сжижению газа, а в 2019 г. ожидается пуск третьей линии. Каждая – мощностью 5,5 млн. т, что позволит выйти на проектную мощность “Ямала СПГ” в 16,5 млн. т/год. Кроме того, до конца 2019 г. ожидается пуск четвертой линии мощностью 0,9 млн. т/год. «НОВАТЭК» хочет протестировать за счет ввода последней на заводе “Ямал СПГ” российскую технологию по сжижению природного газа “арктический каскад”.
В 2023 г. должен стартовать второй арктический СПГ-проект «НОВАТЭКа» – “Арктик СПГ 2”. Проект включает строительство трех линий мощностью 6,1 млн. т СПГ в год каждая. Таким образом, за счет реализации трех крупнотоннажных проектов российские мощности достигнут порядка 52,6 млн. т/год. До 2030 г. в России запланированы и другие перспективные проекты по сжижению природного газа. Однако норвежская Rystad Energy пока не учитывает в прогнозах их мощности.
Среди ключевых конкурентов России на мировом рынке СПГ выделяется Катар, планирующий к 2024-2025 гг. увеличить мощности по сжижению природного газа с современных 77 млн. т/год до более чем 100 млн. т. Также в числе конкурентов Австралия, которая к 2022 г. за счет реализации многочисленных проектов по сжижению природного газа выйдет на уровень производства в 85 млн. т СПГ в год (или 117,8 млрд. куб. м газа в год).
Согласно прогнозам Rystad Energy, Соединенные Штаты в этот период обеспечат сжижение природного газа в объеме 106,7 млрд. куб. м/год. В ближайшие годы в США будут действовать шесть линий на Sabine Pass (каждая мощностью 4,5 млн. т СПГ в год), три линии на Corpus Christi (по 4,5 млн. т СПГ), проект Elba Island (мощность составляет 2,5 млн. т), три линии Freeport (общей мощностью 15 млн. т), три линии Cameron (13,5 млн. т), четыре линии Magnolia (по 2 млн. т), три линии Lake Charles (по 5 млн. т), три линии Golden Pass (по 5,2 млн. т), Driftwood LNG (общей мощностью 26 млн. т) и две линии Calcasieu (по 5 млн. т). Среди канадских проектов выделяются планируемые на ближайшие годы Woodfibre (мощностью 2,1 млн. т), а также две линии LNG Canada (каждая по 6,5 млн. т). Кроме того, ожидается старт новых крупных проектов по сжижению природного газа в Мозамбике, Папуа Новой Гвинее и Нигерии.
Очевидно, что России придется действовать на мировом рынке сжиженного природного газа в условиях жесточайшей конкуренции.
Логистические преимущества, создаваемые перевалкой СПГ в арктических фьордах Норвегии, могут стать подспорьем для повышения экономической эффективности проектов по сжижению природного газа “НОВАТЭКа”. Однако реализация такого проекта в непосредственной близости от военных баз НАТО (Норвегия является членом альянса) далеко не бесспорна с точки зрения современной геополитики РФ и энергетической безопасности страны. (oilcapital.ru/Химия Украины и мира)