Чиновники решили, как будут наполнять топливный резерв Украины: идея вынашивалась давно, но после недавнего заседания рабочей группы в Госрезерве стал понятен механизм формирования запаса. Договорились перенять модель Словакии, создав под крылом Госрезерва независимое неприбыльное агентство. Правила его работы уже готовы – разработан соответствующий проект постановления.
Власти отказались от идеи самостоятельного финансирования государственного запаса – такой вариант тоже рассматривался. И утвердили вариант с долевым участием: 70% средств выделит государство, оставшееся 30% – операторы и участники рынка, также могут привлекаться международные финансовые доноры вместе с коммерческими институтами. На все про все должно уйти $2 млрд. грн. и 5-8 лет.
Топливо подорожает. Эксперты признают, что выбор комбинированной модели – рациональное решение. Но сразу предупреждают, что повысят цены на топливо на АЗС.
“Идет речь о том, что 30% бюджета обязательного резерва ($600 млн.) будет сформировано за счет налога на обязательные резервы. Безусловно, введение дополнительного топливного налога окажет давление на цены. По нашим предварительным подсчетам, это повлияет на удорожание топлива на 4-5 центов на литре”, – рассказал эксперт рынка нефтепродуктов, член набсовета “Интегрум Венчурс” Александр Киримов.
Председатель подкомитета Нефтегазовой ассоциации по качеству нефтепродуктов Виталий Горичко заметил, что целесообразней было бы делать отчисления с тех акцизов, которые заправщики уже платят. Хотя он и не исключает, что могут принять решение поднять и сами акцизы (что также в итоге скажется на стоимости горючего), которые привязаны в Украине к курсу евро. Так что немалое влияние будет иметь и валютная составляющая.
В то, что власти смогут привлечь международные ресурсы на формирование топливного запаса, эксперты не верят.
“Сейчас разрабатывают законопроект и в нем окончательно определят источники финансирования. После этого вынесут на рассмотрение в Раду. Законопроект в стадии разработки, ориентировочно будет представлен к ноябрю 2018 г. Так что пока рано говорить о повышении акциза”, – сказал Горичко.
Пока проект закона находится в разработке, у заправщиков к инициативе Госрезерва больше вопросов, нежели ответов. Хотя они не отрицают важность начинания – это международное обязательство Украины и залог обеспечения государственной безопасности страны.
В тоже время участники рынка назвали ключевые моменты, которые должны выписываться в документе: где будет храниться резервное топливо, и кто будет контролировать его качество; как будет обновляться ресурс, из каких источников; если заправщики захотят воспользоваться ресурсом, то по какой цене смогут его забрать; кто предоставит гарантии того, что коммерческие организации/трейдеры смогут пользоваться необходимым им ресурсом; по какому принципу будет сформирован механизм распределения тех 30% отчислений, которые возложены на операторов рынка (например, по доле рынка или количеству АЗС); что входит в структуру запасов (ранее говорили, что 30% резерва составит нефть, 70% – бензины и ДТ).
“Для нас не до конца понятно, как доля заправщиков в 30% будет выглядеть на практике. Ранее была информация, что для управления минимальными запасами нефти и нефтепродуктов будет создано независимое агентство, которое на 70% будет принадлежать государству, на 30% – операторам рынка. Если формирование резерва будет осуществлено за счет повышения акцизов, то топливо подорожает. Ведь акциз привязан к валюте и подвержен курсовым колебаниям. Еще вопрос: акциз поднимут только на бензины и дизтопливо или на газ тоже? Пока много вопросов к предлагаемой модели Госрезерва запасов нефти и нефтепродуктов, но реализовывать ее необходимо”, – подчеркнул директор департамента закупок и оптовых продаж компании “Параллель” Леонид Новосельский. (ubr.ua/Химия Украины и мира)