В июне, по оперативным данным, в Украину было импортировано 129,6 тыс. т сжиженного газа, по сравнению с маем импорт вырос на 9%, или 11,1 тыс. т. Об этом сообщили в “Консалтинговой группы А-95” со ссылкой на собственное исследование. Цифры не включают ресурс, поставляемый на “Карпатнефтехим” в качестве сырья.
В “А-95” отметили, что июньский импорт на уровне 129,6 тыс. т является рекордным за все время наблюдения. Это на 1 тыс. т больше, чем было поставлено в сентябре 2017 г. во время кризиса (128,6 тыс. т). Тогда в Украину поступили, в частности, крупные объемы с “Трансэкспедиции”, которые изначально были запланированы на июль-август.
В июне прямые поставки из России увеличились по сравнению с маем на 20,9% до 41,9 тыс. т. Из Беларуси в Украину было поставлено 53,6 тыс. т, из которых 26,6 тыс. т с терминалов “Трансэкспедиция” и “Чесс Белл”. Поставки по железной дороге из Казахстана практически остались на уровне мая – 29,2 тыс. т.
По железной дороге в июне было поставлено 101 тыс. т, или 78% от общего импорта. На автомобильные поставки пришлось 28,6 тыс. т (22 тыс. т).
В пятерку крупнейших импортеров СУГ по итогам июня вошли “БРСМ-Нафта”, “Надежда”, “Еврогазгрупп” (оперирует ГНС “Славия” в г. Славянск), Socar и ОККО.
Трейдеры отмечают, что на рынке в текущий момент достаточно ресурса, но опасаются, что из-за роста потребления и ремонтных кампаний на заводах-производителях под конец июля может возникнуть определенный дефицит. “Накопленные переходящие на июль объемы большие, потому на первую половину месяца, думаю, газа будет достаточно, что позволит смягчить ремонты на заводах и ограниченное предложение импорта”, – считает один из крупнейших импортеров СУГ, пожелавший остаться неизвестным.
По мнению аналитика “Консалтинговой группы А-95” Артема Куюна, рекордные поставки по импорту были ожидаемы, поскольку потребление в Украине сохраняет тенденцию к росту. “Импорт на уровне 130 тыс. т – позитивный сигнал для рынка. Тот факт, что наша инфраструктура смогла “переварить” такой объем, дает надежду на спокойное прохождение пикового сезона потребления в августе”, – считает эксперт. В то же время, заметил он, ремонты на крупных производствах в РФ, в том числе на Сургутском ГПЗ, остается серьезным фактором стресса для украинского рынка. В частности, белорусские производители сократили отгрузку в Украину из-за дефицита поставок ШФЛУ из Сургута.
Как ранее сообщал А. Куюн, стабильное прохождение периодов максимального спроса на СУГ переполнено рисками и возможно только при благоприятном стечении ряда факторов. “На сегодняшний день можно уверенно говорить о том, что преодоление летнего пика на рынке автогаза будет непростым и напряженным. Уже очевидно, что цена будет расти. Во-первых, держать трейдеров в напряжении будут ремонты на заводах в Казахстане и РФ. Во-вторых, традиционных источников импорта явно не хватит, а это значит, что газ пойдет с моря и западной границы – самых дорогих направлений”, – утверждает А. Куюн. (enkorr.com.ua/Химия Украины и мира)