Химия Украины и мира

Россия: Рынок бензина на пороге передела собственности и нового скачка цен

Предпринятые правительством меры по укрощению цен на бензин являются разовыми и не решают системных проблем: в 2019 г. из-за повышения акцизов и НДС топливо может подорожать еще на 10%, а крупные нефтяные компании, в том числе государственные, получат возможность взять рынок под свой полный контроль, прогнозирует VYGON Consulting.

Основным риском остается запланированный Минфином рост акцизов еще на треть с 1 января 2019 г. – с 8213 руб. до 12374 руб./т бензина и с 5665 до 8541 руб./т дизтоплива. А с учетом планируемого повышения НДС до 20% рынок бензина может ждать де-жавю – в 2019 г. стоимость Аи-92 может вырасти еще на 4,6 руб./л, заявил управляющий директор компании VYGON Consulting Григорий Выгон. Из этой прибавки 3,8 руб. обеспечат акцизы и 0,8 руб. НДС, а суммарное увеличение может более чем вдвое опередить инфляцию. Компаниям и правительству еще предстоит договориться, кто именно возьмет на себя эти расходы: потребители, АЗС, нефтепереработчики или все вместе, говорит Выгон.

Пока убытки терпит розничный сегмент, где еще остались независимые от государства или крупных квазигосударственных нефтяных корпораций игроки, контролирующие около трети всех продаж в стране. Но из-за роста цены на нефть, ослабления курса рубля и повышения акцизов на моторное топливо произошел разрыв доходности продаж импортируемого и экспортируемого бензина – в определенные периоды разница достигала 7-10 тыс. руб./т. Таким образом, продавать топливо на внутреннем рынке стало невыгодно, а с постепенным ростом оптовых цен розница стала убыточной.

“Ситуация очень тяжелая, многие сети уже сейчас готовы продать крупным игрокам свой бизнес”, – рассказывает Выгон. У компаний начинаются проблемы с банками, после длительного периода убытков не все имеют возможность перекредитоваться. Независимые уже отчаялись и хотят продать АЗС, многие крупные компании рассматривают возможность расширения своих сетей, воспользовавшись моментом и тяжелым состоянием независимых заправщиков, отмечает Выгон.

ВИНКи (вертикально интегрированные нефтяные компании), по его словам, готовы купить, но пока побаиваются: правительство готовит специальный демпфирующий механизм, который помогал бы сглаживать скачки на топливо, возникающие в ходе налогового маневра, но у нефтяников нет уверенности, что он будет эффективным. “При резких скачках стоимости нефти могут возникать ситуации, когда компании будут либо избыточно зарабатывать, либо терять”, – заключает эксперт. (oilexp.ru/Химия Украины и мира)

Exit mobile version