Химия Украины и мира

Россия: Фарме пора начать рисковать

Инвестиции специализированных фондов развития – Роснано, Российская венчурная компания (РВК), Сколково – в разработку новых продуктов и в проектные организации (стартапы) в области фармы не принесли “сколько-нибудь значимых результатов”. Об этом говорится в проекте стратегии “Фарма-2030”. По мнению Минпромторга, необходимы более ощутимые венчурные вложения.

Фокус на “долину смерти”. При этом авторы проекта стратегии оговариваются, что инвестиции в развитие инновационной и технологической инфраструктуры имеют более долгосрочный характер и могут быть оценены позднее.

В Минпромторге пояснили, что при поддержке инноваций в фарме необходим другой фокус. “Действующие государственные институты развития, фонды и государственные заказчики имеют достаточно богатый опыт в реализации проектов, направленных на развитие инноваций. Однако фокус действующих институтов развития и фондов сосредоточен на поддержке этапов роста инновационных компаний и создании производственных предприятий. Вместе с тем область поддержки ранних этапов инноваций, так называемой “долины смерти” в настоящее время значительно недофинансирована. Эта область как раз и будет основным ориентиром для вновь создаваемого механизма поддержки инноваций, что создает синергию для деятельности иных механизмов поддержки впоследствии”, – говорят в ведомстве.

В документе речь идет о необходимости создания специализированного венчурного фонда для поддержки технологических и промышленных инноваций. “Это является более значимой задачей на фоне отсутствия реальной возможности привлечения такого финансирования за счет существующих и продемонстрировавших свою неэффективность общих фондов развития”, – говорится в документе.

Во что вкладываются государственные деньги. В портфелях Роснано и РВК есть вложения как в стартапы, которые предполагают разработку новых продуктов, так и инвестиции в инфраструктуру. РВК создала отдельный фонд по инвестициям в медицину и биотехнологии – ООО “Биофонд РВК”. Согласно официальному сайту, в портфеле компании 14 проектов. Все они разные. Например, один из стартапов исследует противоопухолевый препарат, разрушающий сосуды в опухолевой ткани, другой создан для оказания услуг по проведению клинических исследований Phase I в соответствии с международными стандартами, третий – для оказания сервисных услуг при работе с биологическими образцами, четвертый предлагает ИТ-технологию по анализу и передаче статистических форм заболеваемости и смертности. Все проекты в разной степени реализации.

У другой компании РВК – закрытого паевого инвестиционного фонда особо рисковых (венчурных) инвестиций “Максвелл Биотех” – всего семь проектов, но все они касаются разработки новых лекарств: от хронического гепатита B и D типов, тяжелых и инфекционных заболеваний, гиперлипидемии и профилактики атеросклеоза, опасных системных заболеваний, заболеваний нервной системы, заболеваний костной и околокостных тканей, бронхиальной астмы. Все проекты находятся на стадии клинических исследований препаратов.

Еще пять препаратов разрабатываются в закрытом паевом инвестиционном фонде особо рисковых (венчурных) инвестиций РВК “Биопроцесс Капитал Венчурс”. Скорее всего, это не все медицинские стартапы РВК, у компании всего 26 фондов, инвестирующих в различные проекты.

Роснано вложило средства в несколько разных фармацевтических и медицинских проектов. Наиболее известные: “Нанолек” – производство инъекционных препаратов полного цикла, “Новамедика” – владеет R&D-центром по созданию сложных твердых лекарственных форм, а также строит завод по производству стерильных инъекционных лекарственных форм в Калужской области; национальная сеть ядерной медицины “ПЭТ-Центры”, компания “Бебиг”, которая первой внедрила в России автоматизированное производство микроисточников для низкодозной брахитерапии, и “Ниармедик”.

Также госкорпорация совместно с партнерами создала фонд Biomark Capital Fund IV, который осуществляет трансфер западных нанотехнологий в Россию посредством участия портфельных компаний фонда в совместных предприятиях на территории России, а также размещения контрактного производства.

Надо все обсудить. “Роснано позитивно оценивает планы по расширению российского сектора венчурных инвестиций – приход новых инвесторов позволит вывести на российский рынок больше инновационных фармпрепаратов. Очевидно, что ни одна частная или государственная инвестиционная структура не сможет самостоятельно решить задачу по созданию сложной и капиталоемкой отрасли инновационной фармацевтики”, – прокомментировали проект “Фарма 2030” в Роснано.

В госкорпорации добавили, то значимость вклада Роснано в развитие инновационной фармацевтики видна на примере конкретных портфельных компаний, доказавших свою инвестиционную и технологическую эффективность.

“Минпромторг успешно реализовал программу “Фарма-2020”. Одной из причин успеха было обсуждение и учет разных мнений. Это всегда было сильной стороной Минпромторга – активный диалог с отраслью. Сейчас идет активное обсуждение “Фармы-2030″, я уверен, что в финальной версии будет консолидировано единое понимание вовлеченных сторон”, – отметил генеральный директор компании “НоваМедика” Александр Кузин.

Он добавил, что надо разделять инвестиции в инфраструктуру и в создание новых лекарств. К настоящему моменту успешно реализовано значительное количество проектов в фарме по созданию инфраструктуры с использованием средств институтов развития. “Однако разработка новых препаратов – это всегда венчурные инвестиции с высоким риском. Профессиональная дискуссия о целесообразных способах господдержки этой деятельности очень своевременна”, – заключил Кузин. (pharmvestnik.ru/Химия Украины и мира)

Exit mobile version