Госдума 5 июля приняла в первом чтении законопроекты о завершении налогового маневра в нефтяной отрасли. Независимые нефтегазовые компании (ННК) обратились к Дмитрию Медведеву с просьбой изменить параметры налогового маневра. По их мнению, принятие законопроекта негативно повлияет на работу частного сектора нефтепереработки в РФ, что вызовет кризис на рынке нефтепродуктов и как следствие – социальную напряженность.
Как может отразиться на ННК завершение налогового маневра, рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и эксперт Финансового университета Игорь Юшков.
– Эксперты отмечают, что налоговый маневр в нефтяной отрасли необходим, но он более выгоден ВИНКам. По вашему мнению, государство, разрабатывая законопроект, учитывало его ориентированность только на крупный бизнес?
– Налоговый маневр не выгоден никаким нефтяным компаниям, так как он увеличивает на них налоговую нагрузку. Эту реформу инициировал Минфин, чтобы увеличить доходы бюджета. Раньше половину природной ренты государство собирало с нефтяников на скважине в виде НДПИ, а вторую – при экспорте нефти и нефтепродуктов в виде пошлины. При этом нефть, переработанная на российских НПЗ и реализованная на внутреннем рынке, попадала только под НДПИ. После завершения налогового маневра всю природную ренту государство будет забирать на скважине (НДПИ). В итоге получится, что нефть для НПЗ подорожает, а заводы, в свою очередь, включат разницу в стоимость конечного продукта.
– Последствия принятия налогового маневра для ННК могут быть весьма неутешительными. В том числе это приведет к закрытию нефтеперерабатывающих заводов. НПЗ, которые находятся на стадии модернизации, ждут значительные финансовые потери?
– Указанные выше правила одинаковы как для ВИНКов, так и для независимых переработчиков, которых в России очень мало по сравнению с ВИНКами. Разница лишь в том, какие меры государство будет предпринимать, чтобы остановить рост цен на нефтепродукты по мере реализации налогового маневра. Предполагается, что часть компаний получат отрицательный акциз, что поможет сдержать цены на нефтепродукты. Но тот, кто не получит льготы, будет вынужден в конечном итоге выйти из бизнеса. Поэтому все нефтяники так активно лоббируют свои интересы: кто-то просит дать им льготы как попавшим под санкции компаниям, кто-то говорит, что льготы должны выдаваться только тем, чьи НПЗ имеют существенную глубину переработки нефти и т. д. Я думаю, что закрытия НПЗ не произойдет, будет перераспределение собственности. Те, кому не дадут льгот, просто продадут свои активы крупным игрокам, которым хватило лоббистского ресурса для получения преференций со стороны государства. Следует ожидать дальнейшей консолидации отрасли.
– Налоговый маневр предусматривает обнуление экспортных пошлин на нефтепродукты. Вызовет ли это значительный рост цен на топливо на внутреннем рынке?
– Налоговый маневр действительно создает риск роста цен на топливо, так как возрастающие издержки нефтяники будут закладывать в стоимость конечного продукта. Сама логика реформы: убрать “субсидирование” нефтяной отрасли. Но вот только непонятно, почему существующую систему нужно менять? Россия – нефтедобывающая страна, почему у нас топливо должно стоить столько же, сколько в странах, где своей нефти нет? При этом изначальное желание Минфина пополнить бюджет выходит боком. Государство опасается социальной напряженности от роста цен на топливо и станет компенсировать нефтяникам потери от сдерживания цен, вводя те же отрицательные акцизы. По факту это расходы бюджета, первоначальная цель пополнить бюджет оказывается невыполненной.
– Как в целом, по вашему мнению, отразится налоговый маневр на нефтегазовой отрасли? Какие преимущества получат ВИНКи? И есть ли все-таки хорошие новости для малых нефтяных компаний и частного сектора переработки углеводородного сырья?
– Переработка оказывается наиболее пострадавшим сегментом от налогового маневра. И чем меньше компания, тем меньше у нее возможность отстоять свои интересы. ВИНКам тоже придется больше платить, однако они смогут добиться для себе преференций от государства. В итоге объемы переработки нефти в России могут сократиться, а объемы экспорта сырой нефти вырасти, так как стимулов развивать переработку в России не будет. Это противоречит постоянным тезисам властей о том, что мы должны развивать перерабатывающие отрасли и экспортировать товары с высокой добавленной стоимостью. (angi.ru/Химия Украины и мира)