Сложно не заметить новые тренды топливного рынка Украины. Розница переоценила возможности потребителя и стагнирует, оптовые продажи бензина заставляют владельцев нефтебаз размещать объявления об аренде мощностей. Вместе с этим имеем два растущих в объемах рынка – LPG и ДТ. Если газ растет, будучи альтернативой бензину, то рынок дизтоплива раскачался за счет аграриев и промпотребителей, евроблях и подзаборных бочек.
Согласно информации Государственного комитета статистики, потребление дизельного топлива в Украине показало рост на 4% до 2,41 млн. т. Так, розничная реализация ДТ через канал АЗС в Украине сократилась на 9% до 654,4 тыс. т. Индустриальное потребление показало рост на 9,6% до почти 1,76 млн. т.
По подсчетам консалтинговой компании UPECO, в первой половине 2018 г. баланс рынка дизельного топлива (импорт плюс производство, экспорт отсутствовал) составил около 2,86 млн. т, что на 11,7% больше, чем в 2017 г. “Разлет” между потреблением и поставками объясняется наличием запасов, которые накапливаются как на НПЗ, так и на нефтебазах и АЗС. К примеру, Госстат сообщает, что в конце июля запасы нефтепродуктов в промышленном секторе были на уровне 271 тыс. т.
Однако ни Госстат, ни таможня, к сожалению, не делают статистическую погрешность на объемы контрабандных нефтепродуктов, а также теневого производства и реализации через нелегальные розничные точки. Всем известно, что главным контрабандным каналом являются южные регионы Украины, куда топливо доставляется морским и речным транспортом. Только по приблизительным оценкам ввоз светлых нефтепродуктов вне таможенного оформления может ежемесячно достигать 10 тыс. т.
После вступления в силу норм Техрегламента с начала этого года требование к ДТ ужесточилось и все производимое и импортированное топливо в Украине должно соответствовать Евро-5.
Неравная борьба. По данным UPECO, в прошлом году производство дизельного топлива в Украине сократилось на 2,4% до 307 тыс. т. Выпуск немного снизился на Кременчугском НПЗ (“Укртатнафта”). За отчетный период выпуск дизельного топлива на НПЗ составил 264 тыс. т (-1,1%). Шебелинский ГПЗ (“Укргаздобыча”) уменьшил выпуск ДТ на 10,1% до 42,9 тыс. т. С прошлого года заводы поставляют на украинский рынок исключительно ДТ Евро-5.
На рынке с потреблением почти 6 млн. т/год спрос на ДТ украинских производителей высокий и трейдеры заинтересованы приобретать востребованный ресурс. Однако из-за ограниченности в других направлениях сбыта своей продукции (в первую очередь бензина), потребности в модернизации, а также острой конкуренции с импортом, переработчики не могут нарастить поставки. В итоге если на стагнирующем рынке бензинов доля украинских производителей движется к 50%, то на дизельном она продолжает уменьшаться. Если 2017 г. отечественные заводы закончили с 13,5% в корзине ДТ, то в первой половине их доля просела до 10,7%.
Впрочем, даже те небольшие объемы, которые производят украинские заводы, не попадают в свободный рынок. К примеру, “Укргаздобыча” использует часть своего ресурса для обеспечения собственной сети АЗС, а также для внутреннего пользования (автотранспорт компании, дизельные приводы для буровых и др.).
Класс подкачал. В первой половине 2018 г. импорт дизтоплива в Украину вырос на 13,7% (+307 тыс. т) до 2,55 млн. т. В разрезе транспорта на железнодорожные поставки ДТ приходится 67,1%, трубопроводные – 23,7%, морские – 9%, авто – около 0,1%
В 2018 г. Беларусь продолжала терять в дизельных объемах. В первом полугодии поставки белорусского дизельного топлива снизились на 12% до почти 1,05 млн. т (включая реэкспортные поставки). Помимо конкуренции с более дешевым российским ДТ, причиной уменьшения импорта из Беларуси стали объективные факторы, а именно запрет использования ДТ ниже Евро-5 в Украине.
Так, в первую очередь снижение пришлось на Новополоцкий НПЗ, который выступал главным поставщиком ДТ Евро-4. За отчетный период “Нафтан” сократил отгрузки в Украину почти на 50% до 175 тыс. т. “Раньше украинские компании контрактовали дизтопливо Евро-4 “Нафтана” с дисконтом в $14/т к котировкам Platts и успешно продавали в Украине с хорошей маржей. После того, как в Украине перешли на Евро-5, а белорусы модернизировали производство, экспортеры стали предлагать контракты на поставку “нафтановского” Евро-5 в паритете с мозырским. Но плотность у новоплоцкого ДТ выше, поэтому многие отказались от покупки более тяжелого ресурса”, – рассказал один из трейдеров.
Отгрузки дизельного топлива Мозырского НПЗ в перовой половине 2018 г. были стабильными. По сравнению с 2017 г. экспорт МНПЗ в Украину не изменился – около 838 тыс. т.
“Дизельная Витьба”. Не отошло в небытие и белорусское ноу-хау под названием “топливо дизельное экспортное”, которое появилось на украинском рынке во время ограничения отгрузок из России. Более того, в 2018 г. в Украину импортировали около 34,2 тыс. т этого нефтепродукта, что в полтора раза больше, чем в январе-июне 2017 г. Почти все дизельное топливо с маркировкой ТДЭ оправлялось из-под Гомеля. “По сути, это тот же российский трубный ресурс, который трейдеры скачивают с ЛПДС в Беларуси, а потом или через нефтебазы, или по переадресации перепродают в Украину”, – отмечает один из импортеров. На рынке сообщают, что “дизельной Витьбой” (на ст. Витьба находится терминал по реэкспорту “ограниченного” российского сжиженного газа в Украину) является нефтебаза “Лисички” под Гомелем, оттуда ДТ отгружается как железнодорожным, так и автомобильным транспортом.
Труба нагнетает давление. Главным конкурентом на рынке для белорусского дизельного топлива стал более дешевый российский продукт, который в структуре поставок уже занимает первое место. Отгрузки из России увеличивались за счет естественного прироста рынка, вытеснения белорусских поставок, а также сокращения морских объемов. Так, в первой половине года доля поставок ДТ из России увеличилась на 71% и составила 1,16 млн. т, или 45,6% всего импорта.
На протяжении 2017-2018 гг. продолжалось пополнение рядов трейдеров, которых допустили к источнику российского трубопроводного ДТ. “Да, война. Да, может, неправильно. Но конкуренция между поставщиками на рынке обострилась, трубой “перелили” весь рынок, все хотят работать напрямую с конечными потребителями, понижая цены. Наши клиенты все чаще “отжимают” для себя более выгодные условия. Чтобы их удержать, пришлось расширить номенклатуру”, – делится мнением один из оптовиков.
Основным по объемам является трубопроводный ресурс “Роснефти” (производства самарской группы НПЗ, а также заводов “Башнефти”). С учетом поставок через белорусские линейно-производственные диспетчерские станции (ЛПДС) в 2018 г. импорт дизтоплива “Роснефти” вырос на 65% до 1,04 млн. т. Распорядители трубного ресурса в Украине, компании Wexler Group и Proton Energy, в первом полугодии 2018 г. по нефтепродуктопроводу “Прикапатзападтранс” прокачали 902 тыс. т ДТ, что на 69,4% больше, чем в 2017 г.
В первом полугодии прокачки по системе “Прикарпатзападтранса” были в среднем на уровне 140 тыс. т. Однако в мае, когда на ремонт стал Мозырский НПЗ, нефтепродуктопровод “качнул” почти 173 тыс. т. Впрочем, в июле по трубе в украинских точках слива прокачали около 180 тыс. т, окончательно залив рынок дешевым ресурсом.
Кроме дизельного топлива “Роснефти” по трубопроводу в Украину поступили 77,5 тыс. т продукта Антипинского НПЗ (группа компаний “Новый поток”) и около 30 тыс. т Салаватского НПЗ (“Газпром”). ДТ указанных производителей переваливалось с ЛПДС в Белгородской и Воронежской областях в вагоны и по железной дороге поступало в восточные области Украины.
За первое полугодие на 7,8% до 188 тыс. т снизились объемы отгрузок дизельного топлива у польско-литовского концерна Orlen. В этом году на рынок не поступало ДТ Плоцкого НПЗ, что и скорректировало структуру. Закупки литовского ДТ производства Мажейкяйского НПЗ возобновило ОККО, которое в первой половине 2017 г. оформляло партии из Беларуси. Кроме того, существенно снизились объемы поставок венгерского ДТ, произведенного на Дунайском НПЗ корпорации Mol с почти 15 тыс. до 3,5 тыс. т.
В ожидании попутного ветра. Более дешевый “сухопутный” ресурс из РФ частично “подвинул” и морские поставки. В первой половине 2018 г. импорт ДТ водным транспортом уменьшился на 5,2% до 192,3 тыс. т. На данный момент в разрезе логистики на морскую доставку дизтоплива приходится 9%.
За последние два года в структуре танкерных поставок произошли изменения. Так, с рынка практически исчезло израильское ДТ. Ранее, по словам участников рынка, поставками “кошерного” дизеля занимался Нисан Моисеев, которому в послереволюционной Украине досталась часть бизнеса “Роснефти” – заправки, импорт сжиженного газа и ДТ по трубе. Как видим, дел невпроворот, не до Хайфы. Если в былые времена один из двух израильских НПЗ отправлял по 50-70 тыс. т за полугодие, то за отчетный период в Украину “зашло” всего около 635 т (по всей видимости, дооформлены остатки былых поставок).
Вслед за израильскими ушли и греческие объемы. Так, танкерные отгрузки из Эллады просели почти на 70% до 26,8 тыс. т. “Топливо из Израиля и Греции более дорогое, в первую очередь за счет фрахта. Есть смысл работать на объемах, если, например, закупаешь танкер в 20 тыс. т. Но на украинском рынке трейдинг ведется судами по 6-10 тыс. т. Бывает, что поставка осуществляется в формате “combi cargo” – половина судна загружена ДТ, а половина авиатопливом, но это происходит не часто. Из-за этого импорт из Туркменистана и с турецких терминалов выигрывает”, – рассказал один из иностранных поставщиков.
В 2018 г. незначительно уменьшилось оформление танкерных партий из Туркменистана производства Туркменбашинского НПЗ – 47,4 тыс. т (-7,7%), а также российских производителей: Орского НПЗ, Волгоградского НПЗ (“ЛУКойл”) и Куйбышевского НПЗ “Роснефти” – 43,7 тыс. (-7,7%).
В подтверждение рыночных тенденций более чем в два раза вырос импорт индийского ДТ, произведенного на крупнейшем мировом НПЗ в Джамнагаре, – 24,5 тыс. т. В этом году в Украину по морю возобновились поставки топлива из Болгарии, Италии, а также Финляндии.
Несмотря на сокращение, танкерные поставки остаются “джокером” для рынка. Во время кризисных явлений именно более дорогой морской импорт зачастую выручает украинских трейдеров, работающих на юге.
Чьим торгуете? В первой половине 2018 г. список главных импортеров возглавили структуры Wexler Group, которые через свои аффилированные компании в Украине (“Анвитрейд”, “Оптимусойл” и “Терминал Ойл”) нарастили оформление трубопроводного ДТ на 86,6% до почти 432 тыс. т. Таким образом, вместе с родственной Glusco Energy (65 тыс. т) структуры бизнесменов Петра Белза и Нисана Моисеева контролируют около 50% импорта ДТ в Украину.
Главный поставщик белорусского топлива “БНК-Украина” сократил поставки на 31,3% до 388,4 тыс. т. Основными получателями ресурса, который “БНК-Украина” оформляла при импорте, стали: ОККО – 94 тыс. т, “Укрпалетсистем” – 47 тыс. т, WOG – около 32 тыс. т, “Трейд Коммодити” – 11 тыс. т.
Самостоятельные поставки WOG и ОККО в 2018 г. практически сравнялись – 234 тыс. и 230 тыс. т дизтоплива соответственно. Суммарно (включая поставки БНК в адрес этих компаний) в дизельной номенклатуре “зеленых” стало превалировать российское ДТ. Так, в корзине “Континиума” оно составляет более 40%, а у “Концерна Галнафтогаз” – почти 66%. К примеру, в сравнении с первой половиной 2017 г. “галлы” увеличили закупки дизтоплива “Роснефти” почти в 9 раз. Недавно ОККО наладило прокачки трубопроводного ДТ прямо к себе на нефтебазу в Бродах.
Приросла объемами и группа компаний “Элемент” бизнесменов Бориса Ганджи и Евгения Свирского – 97 тыс. т (+19,2%). В этом году структуры “Элемента” увеличили закупки белорусского ДТ и снизили российского. На 15% сократился импорт у “Альянс Энерго Трейда” – до почти 95 тыс. т. Исключительно белорусское топливо на свои АЗС привозила “БРСМ-Нафта”. За отчетный период “БРСМ” выступила крупнейшим покупателем ресурса Мозырского и Новоплоцкого ДТ – 82,3 тыс. т.
В этом году на рынке укрепился новичок – компания “Укрэнерджи”, которая дебютировала в конце 2017 г. с поставками трубного дизельного топлива Антипинского и Салаватского НПЗ. В этом году “Укрэнерджи” застолбила за собой восточные регионы, куда по логистике трубный ресурс “Роснефти” и белорусское топливо везти было накладно.
В январе-июне поставки у еще одного крупного игрока – “Западной нефтегазовой компании” – стабильны, около 79 тыс. т мозырского и новоплоцкого ДТ. Почти в три раза до 70 тыс. т импорт дизельного топлива из Беларуси увеличила группа компаний “Марсел Энерджи” (“Бизнес Солюшен”). В этом году, кроме опта, группа компаний начала развивать розничное направление бизнеса.
Таким образом, первая половина 2018 г. закончилась очередным приростом дизельного рынка. Рост обнажил другие проблемы: острую конкуренцию (ресурсодержатели перестали делиться маржой с трейдерами, находя конечников) и пути сбыта ДТ. Если с доминацией поставок из РФ плюс-минус картина ясна, то очевидны проблемы розничного рынка, где у легального рынка подъедают заправки в кустах, без чеков и прочих процедур, регламентирующих работу АЗС. Увы, здесь не только не дорабатывают правоохранительные органы, но и способствуют размножению теневого рынка компании с именем и репутацией. Поступают сигналы из регионов, что крупные оптовики, в том числе имеющие собственную розницу, поощряют подобного рода “бизнес”, продавая на “подзаборные” бочки дизтопливо мелким оптом, наращивая себе продажи. (nefterynok.info/Химия Украины и мира)