Химия Украины и мира

Россия: АО “Русские краски” разрабатывает комплекс судовых покрытий

В 2018 г. году АО “Русские краски” отмечает 180-летие со дня основания. Автолюбителям это предприятие известно по машинам ГАЗа и АВТОВАЗа, с конвейеров которых в двадцатом столетии сходила окрашенная ярославскими автоэмалями продукция. А когда пришли современные рыночные реалии, то ярославцы смогли удержать рыночные позиции, создав СП “Axalta – Русские краски”.

Сегодня каждый четвертый выпускаемый в России новый автомобиль, как отечественных, так и импортных марок, имеет ярославское покрытие. “Русские краски” обеспечивают не только конвейера – ими разработана своя линейка покрытий для авторемонта. А еще именно здесь выпускают один из самых известных отечественных брэндов декоративных ЛКМ для ремонта и строительства – “Ярославские краски”. А пущенное 15 лет назад производство порошковых красок ярославского производства занимает на российском рынке долю, уступающую только продукции Akzo Nobel.

Индустриальные покрытия АО “Русские краски” применяются для окраски металлоконструкций, трубопроводов, подвижного состава, дорожной и аэродромной разметки (брэнды “Prodecor”, “Стрела”, “Линия”.) С 2009 г. компания приступила к разработке и продвижению собственных покрытий для внешней окраски самолетов. Несколько лет в мировом рейтинге ТОП-100 производителей лакокрасочных материалов Россию представляет именно АО “Русские краски”.

Единственный сегмент, где до прошлого года предприятие не пробовало свои силы, были судовые краски. Двадцать лет назад контроль над российским рынком судовых красок был фактически сдан монополистами времен СССР – иностранным производителям.

Из более чем 270 марок и видов ЛКМ судового назначения в реестре Российского морского регистра свыше 26% от всех одобренных разработаны и произведены подразделениями группы Jotun, расположенными в Норвегии, Китае, Корее, Малайзии, Турции, Великобритании, Германии. В мае 2017 г. пущено в эксплуатацию производство ЛКМ в Ленинградской области. Аналогичным образом построен бизнес других глобальных лидеров – Hempel (Дания, с 2015 г. действует завод в России), AkzoNobel/International (Великобритания, подразделения и заводы в Китае, Корее), PPJ (США, подразделения и заводы во Франции, Бельгии). В итоге на 4-х глобальных игроков приходятся 184 марки ЛКМ судового назначения (около 68%), допущенных РМРС. При этом лишь 15 марок ЛКМ, допущенных РМРС, разработаны и производятся отечественной промышленностью. Общий уровень зависимости российского рынка от импорта в сфере судовых ЛКМ, по данным АО “НИИТЭХИМ”, составлял к концу 2017 г. 74,6%

Российское судостроение, в отличие от тенденций глобального рынка, демонстрирует рост объемов строительства военной и гражданской продукции. А значит, и ЛКМ для окраски судов потребуется больше. Но отечественные верфи и заказчики уже привыкли к тому, что иностранный поставщик может предложить им полный комплекс покрытий для окраски всех зон корпуса и надстройки. При этом гарантийные сроки на покрытие будут не меньше сроков междокового ремонта. А строитель корабля получит от поставщика покрытий и полноценную техподдержку, и контроль качества подготовки поверхности под окраску.

Для того, чтобы соответствовать всем этим требованиям потребителей, АО “Русские краски” нашло партнера по разработке комплекса судовых красок. Это один из старейших технических ВУЗов России – Санкт-Петербургский технологический институт. В этом году ВУЗу исполнится 190 лет. Министерство образования и науки РФ в 2017 г. продержало совместный проект кооперации предприятия и ВУЗа в рамках постановления правительства России №218.от 09.04.2010 г. Проект рассчитан на два этапа – 3 года разработки и пуска производства новых материалов в АО “Русские краски” в 2017-2019 гг. и последующую 5-летнюю коммерциализацию результатов совместных НИОКР. В ходе проекта разрабатываются и сертифицируются по требованиям Российского морского регистра судоходства, Российского речного регистра и руководящих документов ВМФ 9 марок лакокрасочных материалов и судовая шпатлевка. Общий объем инвестиций в проект – 400 млн. руб., объем господдержки составляет 50% затрат.

Половина этапа разработки уже позади. В настоящее время РМРС одобрена техдокументация и начаты испытания на 5 из них, включая ремонтные балластные танки, топливные танки, грузовые трюмы и крышки трюмов. Завершен первый этап испытаний на срок службы покрытия для надводного борта и надстройки, эквивалентный 5 годам (планируется продолжение на этапы подтверждения 10-летнего и 15-летнего срока). В совместном Российско-Вьетнамском тропическом центре идут испытания эффективности противообрастающих покрытий. Параллельно с проведением испытаний АО “Русские краски” планирует выполнить пробные окраски различных зон на кораблях, катерах и судах.

Для подготовки производства новых материалов проводится реконструкция производственных площадей в Ярославле Важным аспектом проекта является наличие в составе цикла производства синтеза связующих, чем большинство отечественных предприятий не обладает и вынуждено закупать лаки на стороне. Вместе с расширением использования отечественного сырья это позволит снизить стоимость покрытий по сравнению с импортными аналогами на 20-30%. (INFOLine/Advis/Химия Украины и мира)

Exit mobile version