Руководитель ФАС России Игорь Артемьев принял участие в круглом столе “Антиконкурентные практики глобальных игроков фармацевтического рынка (Big Pharma): ответ антимонопольных ведомств стран БРИКС +”, на котором он рассказал о налаженной работе в формате БРИКС в области фармацевтики: “Наше взаимодействие уже не просто правоприменение, но совместное обсуждение транснациональных сделок”.
“Фармрынок – один из важнейших для наших граждан, там мы должны усилить свое взаимодействие, – подчеркнул Артемьев. – Беседуя с транснациональными компаниями поодиночке, мы рискуем быть неуслышанными, но все вместе добьемся хороших результатов для наших народов. Речь идет о применении “мягкой силы”.
Кроме того, глава ФАС отметил, что соотношение интеллектуальной собственности и антимонопольного законодательства – основной сегодняшний вопрос. “Нужно определить, где проходит грань, где никто не может вмешиваться в права творца. Интеллектуальная собственность священна и неприкосновенна, но нельзя допускать ее применение для реализации плохих практик”, – отметил он.
В рамках круглого стола, участники рассмотрели основные виды антиконкурентных практик глобальных игроков в развивающихся юрисдикциях, сдерживающие инновационное развитие на фармрынках, и обменялись практикой регулирования фармотрасли.
Руководитель Комиссии по конкуренции ЮАР Тембинкоси Бонакеле рассказал о практике снижения цен на лекарства и повышения их доступности для населения. Так, ведомство не раз отстаивало итоги проведенных расследований в отношении компаний, завышающих цены на лекарства, в суде. Кроме того, Комиссии по конкуренции ЮАР удалось добиться снижения отчислений фармкомпаниям, предоставившим лицензию национальным компаниями на производство лекарств в ЮАР, с 40% до 5%.
По словам руководителя генерального директората Комиссии по конкуренции Индии Нитина Гупты, функции по регистрации цен на лекарства закреплены за независимым агентством. Он уточнил, что в Индии выявлялись случаи использования фармкомпаниями антиконкурентных стратегий поведения.
Представитель Главного государственного управления по надзору за рынком КНР уточнил, что ведомство расследовало 7 случаев монопольного завышения цен на лекарства в стране. Компании-нарушители были привлечены к ответственности, общая сумма наложенных штрафов составила 20 млн. юаней.
Руководитель международного департамента конкурентного ведомства Италии Андреа Минуто Риццо представил позицию ведомства, согласно которой вмешательство антимонопольного органа целесообразно в случаях наличия угроз для конкурентного функционирования рынка. Он уточнил, что с 2005 г. по 2012 г. конкурентное ведомство Италии рассмотрело большое количество нарушений, связанных с интеллектуальной собственностью.
Руководитель конкурентного ведомства Австрии Теодор Таннер отметил важность ведения конструктивного диалога с фармацевтическими компаниями, чья деятельность должна вестись в первую очередь в интересах потребителей. Он рассказал, что в настоящий момент ведомство проводит расследование по завышению цен в отношении фармпроизводителя противоопухолевых препаратов.
Далее участники мероприятия обсудили меры антимонопольного реагирования на антиконкурентные практики по сдерживанию инноваций в отрасли. Речь идет о принудительном лицензировании, обеспечении доступа к платформам и иных мерах.
“Думаю, что Россия стоит на пороге больших изменений. Сейчас в правительстве находятся законопроекты по внедрению параллельного импорта и в отношении интеллектуальной собственности”, – отметил Игорь Артемьев.
Он предложил присутствующим представителям конкурентных ведомств мира создать единую платформу по ценам на лекарственные препараты, заглянув в которую и используя метод сопоставимых цен, сразу можно будет обнаружить необоснованное завышение цены. Говоря о согласовании сделок экономконцентрации на глобальных рынках, Игорь Артемьев подчеркнул, что ФАС будет требовать реализации трансфера технологий и снижения цен на лекарства.
Статс-секретарь – заместитель руководителя ФАС России также прокомментировал сделки “нового времени”: “На нынешнем этапе цифровой революции предметом сделки являются нематериальные активы и при совершении сделок мы исследуем глобальные рынки таких нематериальных товаров. Сделки затрагивают десятки стран, но набор игроков везде почти всегда один”.
“Сейчас распространилась практика вейверов – раскрытия одним антимонопольным органом информации ведомствам других стран”, – напомнил представителям фармацевтического бизнеса Андрей Цариковский.
Руководитель Комиссии по конкуренции ЮАР Тембинкоси Бонакеле согласился: “Мы видим что рынок быстро меняется. Нужно провести совместное исследование экономической концентрации на наших рынках. Нужно подключать научное сообщество для этих вещей, например Антимонопольный центр БРИКС”.
Суперинтендант Административного совета по экономической безопасности Бразилии Александр Кордейро отметил, что “проблемы интеллектуальной собственности всегда будут парадоксом. Нужно действовать, не препятствуя дальнейшему развитию технологий”.
Представители фармацевтических компаний отметили, что сигнал будет воспринят Big pharma.
“Страны БРИКС – это 46-48% мировых рынков сбыта. Объединяясь, мы обязательно достигнем успехов, – в завершение подчеркнул Игорь Артемьев. – Конечно, в этом вопросе нужен баланс и системный подход, но в первую очередь мы будем заботиться о наших гражданах”. (gmpnews/Химия Украины и мира)