Химия Украины и мира

Россия: Кому выгодно повышение цен на бензин

Потребители бензина с сентября отмечают рост цен на заправках, многие склонны винить в происходящем нефтяников, но мало кто знает, из чего реально складывается цена литра бензина и из-за чего он дорожает. А ведь дело в том, что большую часть стоимости топлива составляют различные налоги и сборы, которые регулярно повышает государство. С 1 января 2019 г. налоговая доля в цене бензина опять повысится и уже известно, кто за это заплатит.

Многочисленные проблемы, которые существуют на российском внутреннем рынке, экономисты считают результатом фискальной политики правительства, в первую очередь так называемого налогового маневра, который действует в нефтяной отрасли с 2014 г. Напомним, в чем его смысл: для нефтяников повышается налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и одновременно снижается экспортная пошлина. На фоне роста международных котировок на нефть и нефтепродукты сопровождаемого ослаблением курса рубля это приводит к тому, что цены на нефть и нефтепродукты на внутреннем рынке повышаются.

Выгодоприобретателем в этой ситуации становится российский бюджет, который правительство сверстало с профицитом. Доходы значительно превышают расходы, при этом за счет налогового маневра его планируют пополнить еще на 1,5 трлн. руб. Но, как всегда, есть и пострадавшие. В первую очередь это рядовые потребители, которым приходится платить за бензин все больше и с завистью смотреть на некоторые не добывающие столько, как РФ, нефти страны, в которых топливо уже дешевле, чем в России. Еще одна жертва – отрасль нефтепереработки. По сути, нынешняя политика стимулирует сокращение объемов переработки в пользу увеличения экспорта сырья. Чиновники ради достижения нужных показателей соглашаются на ослабление стратегически важной отрасли. Из-за снижения экспортных пошлин перерабатывать сырье в России в большинстве случаев теперь нерентабельно, а ведь переработчикам еще нужно постоянно вкладывать средства в модернизацию производства. Правительство обещает ввести так называемый обратный акциз для нефтепереработчиков, но пока это не останавливает многие, прежде всего частные компании от увеличения экспортных поставок. Например, по данным Центрального диспетчерского управления (ЦДУ) ТЭКа, с начала года экспортные поставки «ЛУКойла» выросли на 67% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Кроме того, со второго квартала 2018 г. на экспорт бензин Евро-5 стали поставлять “Сургутнефтегаз” и Антипинский НПЗ, принадлежащий группе компаний “Новый поток”. Наименьшая доля экспорта от общего объема производства бензинов у “Роснефти” – 2,6% (это поставки топлива по долгосрочным контрактам со странами ближнего зарубежья, а также в рамках межправительственных соглашений).

Есть и еще одна тонкость. Налоговый маневр предполагал, что каждый раз с повышением налога на добычу акцизы будут снижаться, чтобы не росли внутренние цены на топливо. Однако в реальности рост НДПИ в стране сопровождается ростом акцизов, которые повышаются каждый год. Сейчас ставка акциза (сформирована с 1 июня) на бензин Евро-5 составляет примерно 8,2 тыс. руб./т, на дизельное топливо – около 5,6 тыс. руб./т. Но такая ситуация продлится недолго. С 1 января 2019 г. акцизы вырастут в 1,5 раза и составят для бензина Евро-5 уже 12,314 тыс. руб./т, для дизтоплива – 8,541 тыс. руб./т.

“С 1 января увеличиваются сразу три налога, которые напрямую входят в цену бензина, – отмечает генеральный директор компании “ИнфоТЭК-Терминал” Рустам Танкаев. – Самое маленькое повышение цены даст повышение НДС. Это 50 коп./л. Налоговый маневр с увеличением НДПИ даст добавку в 1 руб./л. Но самое главное – акциз. Акциз добавит 5,5 руб./л. То есть в сумме мы получим 7 руб./л, рост цен на 15%”.

Сейчас в цене литра бензина доля налогов, включая акцизы, составляет около 65%, а с 2019 г. государство будет получать уже 71%. А ведь, по словам Танкаева, это еще без учета налогов на зарплату, прибыль и имущество на всех этапах от геологоразведки до АЗС.

“На первом этапе, когда налоговый маневр пропихивали, говорили элегантно: ребята, вот насколько мы НДПИ повысим, настолько акцизы понизим, – поясняет директор Института проблем глобализации Михаил Делягин, – и никакого эффекта для внутреннего рынка цен не будет. И как только общественность хлопнула ушами и это скушала, немедленно концепция поменялась. Теперь у нас НДПИ растет и акцизы растут тоже”.

По словам Танкаева, повышение налогов, которое запланировано, очень сильно ударит по социальной ситуации в стране, и правительство стремится отвлечь внимание населения от этого при помощи перевода стрелок на нефтяников. “Налоговая нагрузка на нефтяные компании в России – самая высокая в мире, и при такой налоговой нагрузке говорить о том, что компании повышают цены, чтобы жиреть, никак нельзя”, – добавляет эксперт.

“Правительство продолжит свою налоговую политику и продолжит сталкивать интересы коммерческих нефтяных компаний и граждан страны, – считает профессор, доктор экономических наук Никита Кричевский. – Первоначально за все шесть лет налогового маневра правительство намеревалось получить дополнительно 1600 млрд. руб. допдоходов. Так вот только за этот год с учетом того, что цены на нефть сильно не снижаются и не собираются снижаться в обозримой перспективе, только за один год правительство может дополнительно получить от налогового маневра около 3 трлн. руб. Говорят, бюджет захлебывается от денег. И вот откуда эти деньги: 1,6 трлн. за шесть лет и 3 трлн. только за год уходящий. И одновременно мы сталкиваемся с тем, что увеличиваются акцизы”.

О необходимости не повышать акцизы заявили депутаты Госдумы. Первый заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике Валерий Селезнев, подводя итоги парламентских слушаний по госрегулированию ценообразования на горюче-смазочные материалы, отметил, что “увеличение акцизов – это прямой рикошет на все розничные цены. Акцизы ложатся бременем на нефтепереработку, приводят к росту отпускных цен на внутреннем рынке. В сложившейся ситуации для стабилизации цен на моторное топливо все-таки как предложение – это как минимум не повышать ставки акцизов в дальнейшем”.

Эксперты считают, что нужно сокращение всех вовлеченных налогов и увеличение экспортных пошлин. Чтобы стимулировать производство бензина внутри страны.

“Мне кажется, что нужно было бы правительству поступиться своими интересами немного и отказаться полностью от акциза на бензин и дизельное топливо, – полагает Танкаев. – Если это сделать, то угрозы рынку тогда не будет. Тогда рынок восстановит ликвидность и будет работать по обычным рыночным механизмам. Соответственно и цены перестанут расти так, как они растут сейчас, ситуация должна успокоиться”. (Rcc/Химия Украины и мира)

Exit mobile version