Кабинет министров направил в Верховную Раду проект закона о внесении изменений в Налоговый кодекс, предусматривающий десятикратное увеличение ставки акциза на авиационный керосин, который используется не по целевому назначению. Проект закона №9260 зарегистрирован в парламенте 5 ноября.
Базовая ставка акциза на авиационный керосин в EUR21/тыс. л сохранится. Проект закона предусматривает введение повышающего коэффициента 10 к этой ставке для импортеров, которые не внесены в перечень компаний, имеющих право заправки воздушных судов авиационным топливом и не являющихся субъектами самолетостроения. Такой перечень будет составлять Мининфраструктуры и публиковать на своем сайте.
Повышающий коэффициент к ставке акциза будет распространяться и на продажу произведенного в Украине топлива компаниям, которые не включены в перечень Мининфраструктуры.
Изменения в Налоговый кодекс предусматривают возможность трейдеров импортировать авиакеросин по базовой ставке EUR21/тыс. л с целью продажи этого ресурса исключительно лицензированным операторам заправки самолетов или государственным органам, например, Минобороны или Госрезерву. Это предлагается контролировать путем выдачи налогового векселя сроком до 90 дней на сумму разницы в ставках акциза EUR210 и EUR21/тыс. л, погашение которого осуществляется после регистрации всех акцизных накладных в Едином реестре, составленных при реализации топлива субъектам, которые включены в перечень Министерства инфраструктуры, или субъектам, которые полностью содержатся за счет средств госбюджета.
Повышающий коэффициент 10 по такой же схеме предлагается распространить и на импорт авиационного бензина.
Эти изменения в Налоговый кодекс разработаны для решения проблемы нецелевого использования керосина, в частности его смешивания с дизельным топливом. О подготовке таких изменений впервые сообщил начальник отдела администрирования акцизного налога в структуре ГФС Андрей Филозоп в ходе выступления на Petroleum X.
Последние два года неоднократно сообщалось о растущем дисбалансе между импортом авиационного топлива и его реальным потреблением. Опережающие темпы роста поставок авиатоплива могут объясняться его нецелевым использованием. Эксперты и участники рынка считают, что керосин может смешиваться с дизельным топливом и продаваться под видом ДТ. Смешивание топлив имеет экономический смысл из-за семикратной разницы в акцизном налоге на ДТ (EUR139,5/тыс. л) и авиатопливо (EUR21/тыс. л).
Тот факт, что авиационное топливо некоторые участники рынка смешивают с дизельным, подтвердил начальник Энергетической таможни ГФС Игорь Пиковский. Он подчеркнул, что это точно не происходит в зонах таможенного контроля.
По оценкам “Консалтинговой группы А-95”, за 8 месяцев этого года объем авиатоплива, который не был направлен в аэропорт, составил 160 тыс. т. “Государство потеряло порядка 950 млн. грн. неуплаченного акцизного сбора. Основной объем авиатоплива для этих нужд поступает через порт в Николаеве. Однако налоговая служба отказывается это замечать”, – отметил директор “А-95” Сергей Куюн. (enkorr.com.ua/Химия Украины и мира)