Кабинет министров направил в Верховную Раду проект закона о внедрении с 1 июля 2019 г. лицензирования деятельности по производству, хранению, а также оптовой и розничной торговле топливом. Об этом говорится в законопроекте №9260, зарегистрированном в парламенте 5 ноября.
Лицензию на производство топлива будет выдавать Государственная фискальная служба.
Помимо документов на сам объект производства и разрешений на работы повышенной опасности для ее получения необходима аккредитация испытательной лаборатории, заверенная технологическая документация (стандарты, регламенты), а также технические условия производства топлива. Стоимость лицензии составляет 780 грн./год. Штраф за производство топлива без лицензии – 1 млн. грн.
Стоимость лицензии на право оптовой торговли топливом установлена на уровне 5 тыс. грн./год на каждое место оптовой торговли (нефтебазу). При отсутствии у компании своих нефтебаз стоимость лицензии для нее составит 10 тыс. грн./год. В таком случае лицензия оформляется не на конкретную нефтебазу, а по месту регистрации юрлица. Лицензии будут выдаваться сроком на 5 лет органом, уполномоченным Кабинетом министров. Штраф за оптовую торговлю без лицензии определен на уровне 500 тыс. грн.
Лицензия на розничную торговлю топливом выдается на каждую АЗС или АГЗП. Годовую стоимость такой лицензии предлагается установить на уровне 2 тыс. грн. на каждое место реализации (АЗС-АГЗП). Эти средства предлагается зачислять в местные бюджеты, на территории которых функционирует заправочная станция. Лицензии будут выдаваться уполномоченным Кабмином органом по месту торговли сроком на 5 лет. Для ее получения необходимы документы на право собственности/пользование станцией, на земельный участок, на котором она расположена, акт введения в эксплуатацию и разрешение на выполнение работ повышенной опасности и эксплуатацию оборудования повышенной опасности. Штраф за продажу топлива через АЗС или АГЗП без лицензии составит 250 тыс. грн.
Также правительство предлагает парламенту запретить импорт и экспорт топлива субъектам, не имеющим лицензии на производство или хранение, оптовую или розничную торговлю.
Кроме этого правительственным законопроектом предусматривается модернизация системы электронного администрирования реализации топлива (СЭАРТ) и переход с 1 июля 2019 г. на учет топлива по акцизным складам и поэтапное введение системы контроля за оборотом и остатками топлива на акцизных складах с использованием уровнемеров и расходомеров-счетчиков.
По словам президента Нефтегазовой ассоциации Нели Приваловой, эти изменения помогут ликвидировать теневые схемы, сделать рынок прозрачным, повысить его конкурентность и инвестиционную привлекательность, а также увеличить поступления в государственный бюджет (до 10 млрд. грн./год). В НАУ отмечают, что данные законодательные инициативы были разработаны Нефтегазовой ассоциацией и усовершенствованы в рамках рабочей группы, созданной на базе комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики.
По оценкам НАУ, с нарушениями в стране работает по меньшей мере 1500 АЗС. Объем реализации через такие заправочные пункты, которые не имеют разрешительных документов, в месяц достигает 40 тыс. т. В НАУ считают, что до 20% розничной реализации ДТ находится в тени, по сжиженному газу этот процент варьируется от 30% до 50% в зависимости от региона.
Ранее проблему теневого сегмента топливного рынка прокомментировал президент Петр Порошенко, поручив компетентным органам оперативно отреагировать на ситуацию. (enkorr.com.ua/Химия Украины и мира)