Химия Украины и мира

Украина: Реформа системы закупок нефтепродуктов в ПАО “Укрзализныця” пока не решила ключевые задачи монопольного перевозчика

Крупнейшие государственные потребители нефтепродуктов – “Укрзализныця” и Министерство обороны Украины – неоднократно были уличены в махинациях при закупках топлива. Неудивительно: топливные затраты в бюджетах обоих этих покупателей находятся на передовых позициях, исчисляясь миллиардами. Как говорится, есть за что бороться.

Громкие процессы последних трех лет с закупками топлива “Укрзализныцею” (УЗ) и Министерством обороны и последующая реакция правоохранителей послужили стимулом для позитивных изменений. Прогресс есть, но говорить о завершении реформы еще очень рано. Как это происходит в “Укрзализныце” – описано ниже.

Многомиллиардные грабли. В 2015-2017 гг. НАБУ и прочие органы открывали минимум одно дело, касающееся топливных тендеров. Хотя скандалы в том или ином виде сопровождали каждые торги. Не помогла поначалу и система ProZorro, в которой поставщики и менеджмент “Укрзализныци” быстро нащупали слабые места.

Эти незатейливые схемы неоднократно описывались. Главная из них – претендент справедливо выигрывал тендер с минимальной ценой (ниже цены рынка), а спустя неделю-другую (при содействии инсайдеров УЗ) требовал пересмотра стоимости до, как правило, рыночной или выше. Закону это формально не противоречило, но коррупционная спайка была видна невооруженным глазом. Например, пересмотр цен и условий поставок почему-то удавался только одним компаниям, тогда как остальных жестко прессовали. Осенью 2016 г. УЗ повысила цену для компании “Трейд Коммодити” на 9,9% уже на следующий день после подписания договора, а ОККО, выигравшей один лот в тот же период, пришлось добиваться пересмотра цен в судах до лета 2017 г. Основанием для пересмотра цен были справки компании “Держзовнишинформ”, которые почти всегда совпадали с видением поставщиков.

Или, например, другая ситуация: цена на рынке резко проваливалась, но той прыти, с которой цены повышали, уже не было ни у поставщика, ни у клерков “Укрзализныци”. Так было летом 2017 г., когда компания “Трейд Коммодити” отказалась снижать цены, несмотря на падение рыночных котировок на 2000 грн./т (10%). В свою очередь менеджмент Центра обеспечения производства (ЦОП) “Укрзализныци” во главе с Виталием Цвигуном лишь разводил руками, мол, поставщик не соглашается.

По оценочным данным, “Укрзализныця” переплатила за топливо в первом полугодии 2017 г. 163 млн. грн. При том, что его прибыль за этот период составила 122 млн. грн.

Победа над собой. Рецепт борьбы был понятен еще в 2015 г. – переход на формульные контракты с автоматическим определением цены на основе внешних котировок, курсов валют, актуальных ставок налогов и т. д. Это убирало человеческий (читай – коррупционный) фактор как основную проблему госзакупок. Но при всей очевидности и полезности такой системы внедрить ее удалось только в начале 2018 г. после трех лет откровенного саботажа.

Переломным стал 2017 г. Все лето “железку” лихорадило. Трясло так, что грузовладельцы были вынуждены сами заправлять локомотивы. Закончилось все печально: в сентябре 2017 г. “Укрзализныця” оказалась перед абсолютно реальной угрозой остановки из-за отсутствия дизтоплива и была вынуждена прибегнуть к экстренной процедуре закупки, для которой понадобилось отдельное распоряжение Кабмина. Эта встряска переломила ситуацию, – первые формульные торги прошли в начале 2018 г., что символично совпало со сменой главы ЦОП “Укрзализныци”.

О самой формуле, которую в УЗ мусолили три года, поставщики отзываются по-разному, но все признают: это однозначно лучше, чем прежний порядок.

“Мы направили массу материалов, предложений, были официальные встречи и обсуждения, но в результате ЦОП утвердил свою формулу, которая не учитывает специфику закупок топлива трейдерами. Но все равно это однозначный шаг вперед”, – говорит трейдер одной из крупных торговых компаний, пожелавший остаться неназванным.

“Благодаря формуле была полностью исключена коррупционная составляющая: теперь не нужно никому никуда бегать, поднимать цены, кого-то просить, договариваться. Этот проект принес плюсы не только отдельным трейдерам, но и рынку в целом”, – отмечает руководитель группы компаний Wexler Петр Белз.

“Дырявая” формула. Об окончательной и всеобъемлющей победе говорить рановато. Рассмотрим состав основных поставщиков дизтоплива для УЗ в 2018 г. после полного перехода на “формульные” закупки.

Крупнейшим стал “Анвитрейд”, входящий в вышеупомянутый Wexler. Компания была одним из открытых лоббистов перехода на “формулу” и в итоге нарастила поставки за год в 6 раз до 121 тыс. т, или 42% от объема объявленных тендеров за десять месяцев 2018 г. Секрет успеха прост – Wexler является крупнейшим получателем российского дизтоплива по нефтепродуктопроводу, имея наилучшие закупочные цены.

Вопросы начинаются со второго по величине поставщика, группы компаний “Трейд Коммодити”, которая лишь символически уступает лидеру, – 115 тыс. т, или 40% объема. Вопрос в следующем: как у трейдера из Каменского получается предлагать цены ниже, чем у именитых ОККО, WOG и даже Socar – трейдера международного уровня? Та же ОККО в 2018 г. превзошла “комодов” (так называют днепродзержинскую компанию на нефтерынке) в поставках дизтоплива армии, но в тендерах “Укрзализныци” довольствовалась скромными 10 тыс. т, что в 11 раз меньше, чем у загадочного трейдера, о котором еще три года назад мало кто знал.

Характерно, что компании группы “Трейд Коммодити” преимущественно импортируют дизтопливо по морю, а это наиболее дорогой источник поставок. Обратим внимание, что через порт Николаева, откуда группа “Трейд Коммодити” отправляет дизтопливо для “Укрзализныци”, завозятся крупнейшие объемы авиатоплива. За 8 месяцев 2018 г. из Николаева в неизвестном направлении ушло около 100 тыс. т авиакеросина. Применение керосина понятно: на каком-то этапе он смешивается с дизтопливом для снижения его себестоимости за счет плотности и низкого акциза (в 7 раз ниже, чем на ДТ). Это дает экономию минимум $50/т – огромное преимущество по меркам рынка.

Какой продукт идет в локомотивы “Укрзализныци” из Николаева могла бы показать экспертиза, но ее результаты неизвестны. Как неизвестно и то, проводится ли вообще анализ топлива как таковой.

“У них (в “Укрзализныце”) вечный аврал, все поставки “с колес”, топлива постоянно не хватает, какой там контроль качества!” – говорит один из трейдеров офф-рекордс.

А между тем вопрос качества очень важен. Перекинемся на Минобороны: поставки дизтоплива от “Трейд Коммодити” этому ведомству по итогам 10 месяцев 2018 г. снизились вдвое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (с 54 тыс. т до 30 тыс.) на фоне двух интересных событий. Первое – смена руководства профильного департамента оборонного ведомства. Второе – ужесточение контроля качества поступающих на военные склады нефтепродуктов. Но это отдельная тема.

А пока “керосиновая” проблема оказалась настолько серьезной, что недавно Кабмин отправил в Верховную Раду законопроект об ужесточении контроля за оборотом авиатоплива. Интересно посмотреть, как этот документ будет двигаться извилистыми коридорами парламента.

О преждевременности заявлений о преодолении “Укрзализныцею” топливной проблемы свидетельствуют и события августа-сентября 2018 г., когда “железка” снова оказалась на грани остановки и даже была вынуждена брать топливо в долг. Была применена старая схема обжалования очередного тендера в АМКУ непонятными трейдерами, чего оказалось достаточно, чтобы УЗ снова зашаталась. Этот случай заставил вспомнить о том, что когда-то ж/д монополист рассказывал о необходимости формирования запаса дизтоплива на 100 дней, благо, мощности по хранению есть. Но при нынешнем главе “Укрзализныци” эту тему уже не поднимают. А между тем рынок периодически трясет – у “железки” вновь кончается топливо и надо грузить срочно. Так это будни, а вдруг что-то серьезное?

Отсюда следует и главная проблема, которую так и не удалось решить УЗ, – график отгрузок топлива. “Укрзализныця” имеет прогнозированную ежедневную потребность в дизтопливе, так почему бы не провести тендеры на год вперед, четко расписав между победившими трейдерами график поставок этого нефтепродукта? В поисках ответа на этот вопрос приходишь к выводу, что “Укрзализныця” просто не может обеспечить такой график финансирования закупок. Хотя, казалось бы, приоритетность стабильного обеспечения нефтепродуктами главной транспортной компании страны не подлежит сомнению. Руководитель государственного предприятия с зарплатой в 1,2 млн. грн. в месяц уж точно должен это понимать. А пока работа стратегического предприятия, от которого зависит в том числе и обороноспособность страны, по-прежнему характеризуется как “закат солнца вручную”. В “Укрзализныце” всегда сегодня надо “на вчера”.

“Они (“Укрзализныця”) говорят: мы не дадим цистерны на ваши нужды, пока вы не выгрузите необходимый нам объем. При этом предыдущие объемы еще не были ими полностью оплачены. В сентябре, когда цена и курс росли ежедневно, мы основательно нахватались минусов”, – рассказывает один из поставщиков. Он говорит, что такие выпады УЗ дестабилизируют работу основного бизнеса, что заставляет лишний раз задуматься об участии в следующих торгах. “Если топливо качественное, заводское, заработки на “формульных” договорах небольшие, – рисковать всем бизнесом ради этих контрактов не хочется”, – говорит собеседник.

Похоже, менеджмент “Укрзализныци” довольствуется тем, что “формульные” контракты на нефтепродукты позволили отбиться от силовиков и получить новый повод для пиара. Тогда как главная задача – построение эффективного и надежного механизма обеспечения поставок – не решена. Да, стабильности прибавилось, но, как показали недавние события, она весьма шаткая, как и качество конкуренции на тендерах вместе с качеством закупаемого дизтоплива.

Для завершения начатой “Укрзализныциею” реформы закупок топлива необходимо принять принципиальное решение о финансировании непрерывных поставок с постепенным их наращиванием для создания запаса. Дальнейшее усовершенствование “формулы”, приближение ее к рыночным реалиям с включением заранее обозначенного графика отгрузок и повышением платежной дисциплины позволят снизить цены на топливо, поскольку и сами поставщики смогут планировать и оптимизировать свои закупки. Ужесточение контроля качества топлива расширит круг участников тендера и усилит конкуренцию, так как сегодня многие не в силах тягаться по цене с топливом сомнительного качества и пониженной налоговой составляющей. (Директор ООО “Консалтинговая группа А-95” Сергей Куюн, Зеркало недели/Укррудпром/Химия Украины и мира)

Exit mobile version