Химия Украины и мира

Украина: Закупки нефтепродуктов для армии остаются в зоне коррупционных рисков

После задержания фигурантов дела осенью 2017 г. в закупках топлива Минобороны воцарилась тишина – ни вопросов, ни скандалов. Помимо кадрового фактора важную роль также сыграла новая система контроля закупаемого топлива. Но системно мало что изменилось, – это все те же переговорные процедуры и та же крайняя подверженность человеческому (читай – коррупционному) фактору.

В 2018 г. это работало в плюс для МОУ и страны. Но изменения возможны в любой момент.

Закупка Министерством обороны нефтепродуктов у “Трейд Коммодити” в 2016 г. уже стала хрестоматийной. После победы в тендере было заключено около 40 дополнительных соглашений, в результате чего стоимость закупаемого топлива выросла на 9,5-17,5%, а объем поставки был пропорционально снижен. Закон не запрещает пересматривать цену, если есть объективные аргументы. Но есть нюансы. Например, за этот же период оптовые цены на рынке Украины выросли на 12%, а не на 17,5%. Так что пересмотр цен был явно избыточным.

Далее. После достижения максимальных цен рынок развернулся и упал, но цены для Минобороны никто так и не пересмотрел. Никакому поставщику объективно это не надо. Но почему молчали армейские клерки? Увы, пока этот вопрос риторический. И последнее. Ни один из четырех десятков дополнительных договоров поставщика нефтепродуктов с Минобороны не был опубликован, что является прямым нарушением Закона “О государственных закупках”. Кто знает, как бы развивались события, расскажи министерство и его чиновники о своих приключениях с этими закупками?

По прошествии более года с тех событий НАБУ выдвинуло подозрения четырем чиновникам Минобороны и двум менеджерам “Трейд Коммодити”, один из ее инвесторов был ненадолго задержан. Сегодня кто-то из них уже на свободе (хотя и под следствием), другие в бегах, а некоторые из военных, причастных к той истории, даже восстановились в должности. Это не значит, что все было зря, хотя более основательная подготовка НАБУ к этому делу могла бы принести куда более весомые для страны результаты.

Что показало следствие? Внутреннюю кухню принятия решений в оборонном ведомстве – и это клоака. Никакого собственного мониторинга рынка, в том числе рынка нефтепродуктов, чиновники Минобороны не вели, то есть не понимали ни тенденций в целом, ни ценовых, в частности. Все их решения базировались, похоже, на ценовых справках печально известного агентства “Держзовнишинформ”, которые делались, простите за тавтологию, по заказу заказчиков. “Трейд Коммодити” явно не была в этом смысле исключением.

Не потому ли подобные справки, как подмечено и по опыту “Укрзализныци”, по странному стечению обстоятельств всегда отвечают “хотелкам” поставщиков, а не покупателей? Если надо, можно получить ценовые справки с разными данными на одну и ту же дату.

Между тем хороший опыт у Минобороны уже был – в период работы там “волонтерского десанта” в 2014-2015 гг. Первое, что сделали волонтеры, столкнувшись с закупками нефтепродуктов, стали пристально изучать рынок и цены, обеспечили привлечение на тендеры как можно больше участников. Все это было и принесло немало пользы. Но… исчезло после окончания волонтерской “каденции” в 2015 г. Почему? Тоже вопрос риторический.

Но вернемся к истории с “Трейд Коммодити”. Помимо удовлетворения базовых или “ценовых” потребностей в департаменте государственных закупок Минобороны названой компании шли навстречу и в других вопросах. Например, летом 2016 г. “комоды” захотели поменять изначально заказанный армией авиакеросин ТС-1 или РТ на марку Jet-A1, и чиновники из Минобороны не возражали. Хотя замена первоначально заявленной номенклатуры требует проведения нового тендера.

Почему этот момент важен? Найти на рынке “советские” марки ТС-1 или РТ сложно, значит, дорого. А международного авиакеросина Jet-A1 полно. Разрешение заменить одну марку другой позволило “Трейд Коммодити” физически выполнить договор (избежать жестких санкций) и, следовательно, заработать. Если бы Минобороны изначально заявило на тендере о закупке топлива Jet-A1, количество участников было бы больше, не исключено, что победитель был бы другой. Это мелочи, но в случае с поставками топлива для госсектора они часто оказываются решающими.

Еще один пример, мягко говоря, странных симпатий Минобороны к “Трейд Коммодити” – закупки арктической марки дизельного топлива в 2017 г. Дело в том, что такой дизель могут производить не все нефтеперерабатывающие заводы, а “Трейд Коммодити” и ее сателлиты на нефтебазах и мини-НПЗ в Николаеве и Каменском, оказывается, пожалуйста. Чудо, не так ли?! Рецептуру этого чудо-дизеля производитель держит под грифом “коммерческая тайна”. (Тема качества топлива в данном контексте крайне важна, вернемся к ней ниже.)

Стоит ли удивляться, что поставщики, предлагающие заводской литовский, белорусский и кременчугский продукт, тягаться с “Трейд Коммодити” в 2017 г. не могли? “Секретная рецептура” позволила поставщику из Каменского в 2017 г. продать армии 44,5 тыс. т “арктики”.

Большие последствия небольших перемен. Отстранение от занимаемых должностей функционеров Минобороны осенью прошлого года более чем очевидно сказалось на дальнейших закупках нефтепродуктов для армии. В лучшую сторону. Сначала произошло весьма симптоматичное событие. В январе 2018 г. департамент госзакупок Минобороны во главе с и. о. Олегом Лутченко обратился в украинские агентства, профессионально мониторящие цены, с просьбой о регулярном предоставлении данных о стоимости нефтепродуктов на рынке. Главным же изменением стало окончание игр с ценами и условиями поставок.

“Нам сразу дали понять, что никакого пересмотра цен – ни вверх, ни вниз – после тендера не будет. Закончились и манипуляции с сертификатами, паспортами (происхождения) и качеством”, – рассказывает один из поставщиков, пожелавший остаться неназванным.

В 2018 г. в Минобороны не было подписано ни одно дополнительное соглашение с поставщиками, которое бы пересматривало первоначальные цены нефтепродуктов, зафиксированные на тендере. Не было и судебных тяжб, таких, которые дестабилизировали поставки топлива для армии в 2017 г.

Второй знаковой переменой стало ужесточение требований Минобороны к качеству закупаемого топлива. Эта проблема накипела не только в профессиональной среде, но и периодически выплескивалась в прессу и соцсети. Последний шквал негативных публикаций пришелся на конец 2017 г., тогда как в 2018 г. подобных новостей уже почти не было. Что же произошло?

По информации источников, в 2018 г. Минобороны привлекло сторонних подрядчиков для контроля качества нефтепродуктов. Ранее истиной в последней инстанции для армии был 10 Химмотологический центр, о специфической репутации которого на топливном рынке известно многим.

“Нужно иметь возможность оперативно реагировать в случае обнаружения некачественного топлива. Замерз, например, дизель, везем в наш 10 Химмотологический центр. Процесс растягивается на неделю-две, – говорит представитель МО на условиях анонимности. – Нам нужна мобильность. Потом что-то доказать поставщикам топлива сложно”.

Теперь вернемся к “арктическому” дизтопливу, закупавшемуся Министерством обороны в 2017 г. Паспорт качества на него выдала компания “Август Пром” для некоего ООО “Газтрейд”, оба связаны с “Трейд Коммодити”. Любого на рынке такой паспорт насторожил бы, как насторожило бы предложение виски Glenmorangie в наливайке у остановки маршрутки. Не возникло к нему вопросов только у Минобороны.

Между тем изучение логистики поставок этой “арктики” показывает, что 11,4 тыс. т из разыгранных в начале 2017 г. 20 тыс. т имели весьма интересное происхождение. 8,8 тыс. т военные получили из города Каменское, куда предварительно поступило 3,4 тыс. т белорусской “арктической” марки, 4,5 тыс. т топлива греческого и туркменского производств и 3,1 тыс. т реактивного топлива. Еще 2,6 тыс. т дизельного топлива в рамках “арктического” контракта было поставлено из порта Николаева. Что характерно, в Николаев дизтопливо “арктических” марок в тот период не поступало.

“Полученный путем смешивания дизтоплива с авиационным керосином и присадками продукт действительно может отвечать отдельным характеристикам арктической марки. Но одновременно с этим плотности, фракционного состава и некоторых других параметров в кустарных условиях достичь невозможно, нужны дорогостоящие технологические установки”, – поясняет технолог-нефтепереработчик в режиме офф-рекордс.

Неизвестно, какого качества были поставки “арктического” дизтоплива от “Газтрейда” в 2017 г., но после кадровых перестановок в департаменте госзакупок МО и ужесточения контроля качества в 2018 г. арктическое топливо из Каменского структуры “Трейд Коммодити” армии больше не предлагают, только белорусского производства. Хотя свою “арктику” они, видимо, по-прежнему производят: недавно такую закупку акцептировал Госрезерв.

Так, Государственное агентство резерва Украины 17 сентября 2018 г. подписало контракт с ООО “Торум” (входит в орбиту группы “Трейд Коммодити”) на поставку 3,6 тыс. т дизельного топлива. Об этом свидетельствует копия договора, обнародованная в системе ProZorro. Согласно документу, до 1 ноября 2018 г. “Торум” должен поставить на комбинат “Астра” (Черниговская обл., г. Чернигов) 3,6 тыс. т дизельного топлива длительного хранения (срок хранения – пять лет) или арктического ДТ Евро-5 (срок хранения – три года). Глава Госрезерва Вадим Мосийчук сообщил, что компания будет поставлять арктическое ДТ. В тендерной документации “Торум” предоставило паспорта качества на ресурс своего мини-НПЗ в Каменском (ООО “Ферст Групп”) и Мозырского НПЗ. Срок хранения ресурса собственного производства, согласно паспорту качества, – пять лет, мозырского ДТ – год.

Возвращение доверия. Итак, основным отличием закупок топлива армией в 2018 г. стали стабильно проходящие торги и отсутствие нареканий на качество. Есть и негативные тенденции. Интерес к тендерам Минобороны проявляют только три поставщика: ОККО, “Трейд Коммодити” и “Сокар Украина”. Объективно число компаний небольшое по причине запрета на закупку российских нефтепродуктов, занимающих 40% рынка дизтоплива. По факту речь идет о белорусском или “морском” дизельном топливе.

Если же речь об “арктике”, то исключительно о Беларуси. Продукт хорошего качества делает кременчугская “Укртатнафта”, но ее объемы невелики и приоритетно идут на обеспечение розничной сети группы “Приват”.

Теперь о факторах субъективных. Сильно подкосили энтузиазм события 2016-2017 гг., когда рынку дали понять: здесь есть кому поставлять, посторонним вход воспрещен. Структуры “Трейд Коммодити” устроили компаниям “Сокар Украина” и “ЕФГ Трейдинг” показательную порку в виде многомесячного судебного запрета на оплату поставленных объемов авиакеросина. Это сделало данные поставки убыточными, в 2018 г. в частности компания “ЕФГ Трейдинг” даже не заявлялась на торги. Все также понимали, что бороться с топливом из Николаева и Каменского бесполезно.

Перемены в 2018 г. иллюстрирует ОККО, неожиданно ставшая крупнейшим поставщиком топлива для армии, хотя ранее никогда не выигрывала крупных лотов. При этом компания обеспечила для МО поставку крупнейших объемов как дизтоплива, так и авиакеросина. Фаворит 2016-2017 гг. уступил почти половину прежних объемов.

Остаются и объективные риски, которые, среди прочего, привели к арестам и увольнениям. Минобороны закупает топливо по процедуре, когда трейдер должен назвать фиксированную цену на товар, который будет поставлен в течение нескольких месяцев. На топливном рынке это лотерея, цены могут колебаться за такой период в очень широком диапазоне. Можно заработать, но можно и потерять. В таких условиях трейдер всегда будет загадывать максимальную цену, чтобы снизить риски в случае роста закупочных цен. Поэтому в 2018 г. для Минобороны были как удачные закупки (осень), так и с явной переплатой (весна).

Выходом является переход на формульное ценообразование с привязкой к общепринятым индикаторам, как это сделала в 2018 г. “Укрзализныця”. Тем более, что о потребностях в топливе оборонное министерство знает наперед и могло бы составить как график поставок, так и график проплат. Однако источники говорят, что на данном этапе даже столь элементарные организационные задачи МО решить будет проблематично. Нет ни запроса, ни специалистов. Остается лишь полагаться на честь офицеров и верность присяге. Как показывает опыт 2018 г., это может хорошо работать. Если не мешают.

P.S. Когда верстался номер, стало известно, что Владимир Гулевич, которому НАБУ объявило подозрение в рамках дела о закупках нефтепродуктов у “Трейд Коммодити” в 2016 г., был вновь назначен главой департамента государственных закупок и поставки материальных ресурсов Министерства обороны Украины. (Директор “Консалтинговой группы А-95” Сергей Куюн, zn.ua/enkorr.com.ua/Химия Украины и мира)

Exit mobile version