Химия Украины и мира

Россия: Директор ассоциации “Центрлак” Геннадий Аверьянов – о состоянии рынка лакокрасочных материалов (ЛКМ), возможности экспорта и последствиях санкций

Геннадий Аверьянов, директор Российской ассоциации производителей лакокрасочных материалов “Центрлак”, рассказал о современных условиях российского рынка, экспортных возможностях и влиянии санкций на лакокрасочную промышленность.

– Как обстоит ситуация в отрасли?

– Производственный потенциал остается ровным. Объем продаж прогнозируем на уровне 1250-1300 тыс. т. Предприятия конкурируют за рынок, сменяя друг друга в иерархии объемов продаж, что показывает хорошие конкурентные возможности производителей. Проблем с загруженностью производственных мощностей нет. Производственный потенциал предприятий имеет хороший задел по мощностям и в пиковые сезонные месяцы на потребительском рынке дефицита продукции не наблюдаем.

– Насколько успешно прогрессирует программа импортозамещения в отрасли? Как изменился импорт за последние два года, есть ли сегменты, где позиции импортеров все еще сильны?

– Программа импортозамещения повлияла на активность отечественных производителей. Стало больше предложений высокотехнологичных системных покрытий для промышленности, которые не уступают по качеству и по своим технологическим характеристикам аналогичным продуктам иностранных производителей. Зарубежные компании, которые открыли свои заводы в России, предлагают покупателям ЛКМ, которые производятся в Российской Федерации. Конкуренцию предложений по ценам, по технологичности нанесения, качеству наблюдаем по всем сегментам потребления. Правда, в легковом автостроении, где доминируют иностранные производители автомобилей, остается прямой импорт катафорезных покрытий. В декоративном секторе можно смело утверждать: импортозамещение и локализация выпуска всего сегмента ЛКМ завершились. Импорт составляет 10-15% объема рынка, что является плановым показателем.

– В последние годы ряд предприятий в России заявлял о планах нарастить экспорт ЛКМ, есть ли прогресс в этой сфере? По Вашим оценкам, будет ли расти экспорт в ближайшие годы, какие компании можно выделить как крупнейших экспортеров?

– К сожалению, мы не наблюдаем большого роста экспорта. Сегодня это около плюс 3-5% в год. Развитие новых рынков сложная и системная задача. На наш взгляд, невозможно заниматься сразу и импортозамещением на внутреннем рынке, и развитием новых рынков сбыта. Поэтому ожидаем, что в перспективе 3-5 лет рост экспорта будет более значительный. В этом заинтересованы и производители, и государство, которое оказывает системную поддержку экспортерам. Практически все предприятия первой десятки имеют планы увеличения экспорта и экспортируют продукцию. Надеемся, что локализованные в России иностранные производители также будут увеличивать экспорт продукции, произведенной на их российских предприятиях.

– Каковы Ваши прогнозы по развитию российского рынка и отрасли ЛКМ? Как они изменятся в горизонте ближайших пяти или десяти лет?

– Прогнозы положительные. Структура производственных мощностей по производителям, ассортименту, сегменту приоритетов сформировалась. Введенные мощности российскими и иностранными инвесторами позволяют обеспечивать внутренний рынок, наращивать объемы производства и экспорта. Предприятия активно инвестируют в развитие новых продуктов, в повышение эффективности производственных процессов, создание конкурентных преимуществ. Немного волнует производителей ассортиментный дефицит российских сырьевых продуктов для производства ЛКМ, например, акриловых, эпоксидных смол, изоционатных отвердителей. Но и в этом направлении наблюдается активность инвесторов, надеемся, что в перспективе эти вопросы найдут решение. В течение 5-10 лет при благоприятных внешних экономических условиях, которые, как мы наблюдаем, зависят от политических отношений, рынок ЛКМ в России будет стабильно прирастать на 3-5% в год. Предложения промышленных высокотехнологичных материалов будут увеличиваться. Конкуренция в промышленном сегменте будет расти, импорт промышленных ЛКМ – снижаться. В декоративном сегменте ассортимент выпускаемых ЛКМ будет зависеть от запросов покупателей. Они смогут выбирать продукты различного качественного состава, в доступных ценах. Ассортимент декоративных лакокрасочных материалов и разнообразие ассортимента будут стимулироваться активной конкуренцией отечественных и локализованных иностранных производителей.

– Может ли Россия в перспективе полностью уйти от импорта сырья для производства ЛКМ?

– Россия не отличается от большинства стран в этом вопросе. На нашем рынке присутствуют сырье собственного производства и импортные продукты. Например, рынок полностью обеспечен отечественными алкидными смолами и их модификациями, достаточно интенсивно развивается производство полиэфирных смол, полиметилфенилсилоксановые и кремнийорганические смолы производятся в широком ассортименте и хорошего качества, производители водных дисперсий практически полностью могут закрыть потребности рынка в дисперсиях различного качества и цены. Дефицит связующих мы наблюдаем по эпоксидным смолам, акриловым. Пигменты для лакокрасочных материалов также выпускаются на российских предприятиях, но не в полном необходимом ассортименте, как и на большинстве национальных рынков. Российская нефтехимическая промышленность удовлетворят потребности рынка лакокрасочных материалов в растворителях и разбавителях примерно на 70%, а остальные 30% производители импортируют. Недостающий ассортимент сырья с определенным химическим составом, качественными и технологическими характеристиками предприятия приобретают по прямым контрактам с производителями на зарубежном или на рынке РФ, через широкую сеть дистрибуторов. Развитие производства сырьевых продуктов в России – вопрос комплексный. Оцениваются эффективность инвестиций, объемы внутреннего рынка, возможности экспорта. Ни одна страна мира не производит все 100% сырья для всех марок ЛКМ. Инвесторы (отечественные и иностранные) тщательно подходят к оценке целесообразности производства, ищут наиболее “ценные” сегменты и инвестируют в развитие производств. В этом процессе им помогает и правительство РФ. В России принят ряд документов, способствующих развитию малотоннажного и среднетоннажного производства химических продуктов, которые в том числе могут применяться в производстве ЛКМ. Таким образом, ни отраслевое сообщество, ни правительство не ставят перед собой цели полностью уйти от импорта сырья.

– Есть ли в отрасли сегодня место для новых игроков? Недавно турецкая компания объявила о планах строительства новой фабрики в Крыму – ожидаете ли Вы, что новые предприятия будут появляться в отрасли и в дальнейшем?

– В настоящее время структура рынка по производителям сбалансирована. Существует профицит мощностей. Предприятия готовы быстро нарастить мощности, если это потребуется. Как было отмечено выше, ассортимент ЛКМ вполне соответствует мировым тенденциям развития. Конкуренция в промышленном сегменте показывает, что качество российских ЛКМ соответствует потребностям производителей продукции. В декоративном сегменте покупатели могут приобрести практически любую продукцию. Приход новых производителей возможен. Интерес к нашему рынку проявляют не только турецкие компании, но и корейские, и китайские производители. Напротив, западные компании, локализовавшие производство ЛКМ в России, по нашей оценке, сдерживают свое развитие и локализацию. Влияют санкции, политика, непредсказуемость решений со стороны правительств США и стран ЕС. На примере турецких компаний могу отметить, что импорт ЛКМ из Турции достаточно стабилен, если турецкие компании откроют производство в РФ, то импорт будет уменьшаться. Это хорошая тенденция.

– Оказали ли санкции влияние на отрасль? Могут ли они оказать влияние на отрасль или на экспорт в будущем?

– Санкции оказывают косвенное влияние на отрасль. Не могу сказать определенно, что больше влияет на доходы населения: санкции или решения правительства России. Но если доходы падают, то и сегмент декоративных ЛКМ снижает объемы продаж. В промышленном сегменте действия правительства и руководителей предприятий позволяют стабильно производить продукцию на конкурентной платформе цена/качество/производитель. Как пример влияния санкций можно отметить, что большое давление и непредсказуемость последствий от решений администрации президента США в части компаний Дерипаски беспокоит отраслевое сообщество и правительство. Однако негативный сценарий поставок ЛКМ американскими компаниями, по нашей оценке, может быть компенсирован поставками ЛКМ отечественными производителями и производителями АТР. (Advis/Химия Украины и мира)

Exit mobile version