Химия Украины и мира

Россия: С января по сентябрь 2018 года доля дженериков в общей структуре госпитальных закупок выросла

Согласно данным госпитального аудита фармацевтического рынка России, проводимого DSM Group, с января по сентябрь для нужд ЛПУ было приобретено 634,2 млн. упаковок лекарственных препаратов на сумму порядка 170,3 млрд. руб. в закупочных ценах (аналитические данные отражают факты оплаты и поставки исполненных за 9 месяцев контрактов). На закупку необходимых лекарственных препаратов для больниц было потрачено на 7,2% меньше бюджетных средств относительно 9 месяцев 2017 г., в результате чего объем закупленных упаковок сократился на 11,8%.

Средневзвешенная стоимость одной упаковки лекарственного средства, закупаемого для ЛПУ, в январе-сентябре составила 268,5 руб., что на 5,2% дороже, чем в аналогичном периоде 2017 г. При этом у наиболее востребованных препаратов средневзвешенная цена показала падение: 16 брэндов из ТОП-20 закупались по более низким ценам. Максимальное снижение было отмечено у противовирусного средства прямого действия “Тивикай” производителя GSK: в 2018 г. цена была на 34,1% ниже, чем за 9 месяцев 2017 г.

Традиционно доля отечественных препаратов в натуральном выражении (77,7%) значительно выше, чем в стоимостном (39,0%). Нельзя не отметить существенное изменение в структуре закупок. В последние годы одна из наблюдаемых тенденций на фармрынке – “переключение” с импортных препаратов на отечественные. Так, за год доля российских препаратов выросла на 4,5% в рублях и на 2,7% в упаковках. Основной вклад в рост закупок российских ЛП в рублях в 2018 г. внесли противоопухолевое средство “Авегра”(+254,4%), АРВ-препарат “Симанод” (+127,8%).

Средневзвешенная стоимость одной упаковки импортного средства по итогам 9 месяцев составила 735,3 руб., что на 9,9% больше, чем в январе-сентябре 2017 г. Несмотря на рост стоимости российских лекарств на 14,6%, она все равно значительно отстает (более чем в 5 раз) от цены на зарубежные ЛП и составляет около 134,9 руб./упак.

Второй тенденцией российского фармрынка является рост доли дженериков в общей структуре закупок лекарственных препаратов. За 9 месяцев доля дженериковых препаратов увеличилась на 2,3% в денежном эквиваленте и на 1,0% в натуральном относительно аналогичного периода прошлого года. При этом на оригинальные препараты приходится 4,3% в упаковках и 34,7% в рублях.

В сегменте госпитальных закупок лидером среди АТС-групп первого уровня за январь-сентябрь, как и в прошлые периоды, по стоимостному объему является группа [J] “Противомикробные препараты для системного использования” (доля 36,7% в рублях). 12 групп из 15 показали падение закупок. Максимальные потери были отмечены у группы [Р] “Противопаразитарные препараты, инсектициды и репелленты” (-50,7%). В рейтинге натуральных объемов продаж лидирует АТС-группа первого уровня [В] “Препараты, влияющие на кроветворение и кровь” с долей рынка 32,5%: за январь-сентябрь было закуплено 206,3 млн. упаковок лекарственных средств. В упаковках почти по всем группам также наблюдается сокращение объемов реализации. Наибольший темп снижения был отмечен у группы [P] “Противопаразитарные препараты, инсектициды и репелленты”: -49,7%. Максимальный прирост наблюдался у препаратов группы [V] “Прочие препараты”: +16,9%.

Рейтинг производителей в денежном эквиваленте представлен как импортными, так и отечественными компаниями, количество которых год от года увеличивается. По итогам закупок за 9 месяцев четыре российские компании вошли в ТОП-10: “Биокад”, “Фармасинтез”, “Микроген” и “Верофарм”, заняв 2, 4, 6 и 10 строчки соответственно. На второе место в рейтинге с пятой позиции поднялась отечественная компания “Биокад” за счет того, что объем госпитальных закупок препаратов данной фирмы за год вырос на 19,8% в рублях. Положительную динамику корпорации обеспечили противоопухолевые препараты “Авегра” (+254,4%) и “Гертикад” (+51,3%). Не менее ярко проявила себя российская компания “Фармасинтез”, которая поднялась на четыре позиции вверх. Закупки средств данного производителя увеличились на 24,9%. Данная динамика в первую очередь обусловлена увеличением закупок антиретровирусного препарата “Симанод” (+127,8%). Закупки препаратов производства компании “Микроген” выросли на 19,5% (+1 строчка). Немаловажную роль в этом сыграла противовирусная вакцина “Совигрипп” (+47,9%). Производитель “Верофарм” за год поднялся с 12 строчки на 10 место, нарастив объем реализации в госпитальном сегменте на 26,6% благодаря росту закупок алкалоида растительного происхождения “Паклитаксел” (+315,1%) и антикоагулянта “Анфибра” (+209,6%).

Первое место по итогам 9 месяцев в рейтинге брэндов по стоимостному объему закупок занял препарат “Превенар” производства Pfizer, который занял 3,3% рынка. Наилучший результат показал АРВ-препарат “Симанод” отечественной компании “Фармасинтез” (средневзвешенная цена 5399,2 руб./упак.), закупки которой за год выросли более чем на 127,8%.

Половина брэндов из ТОП-10 показали падение продаж: препараты, предназначенные для терапии ВИЧ-инфекции, “Интеленс” (-33,6%), “Исентресс”(-25,9%) и “Калетра” (-22,6%), вакцина “Превенар” (-21,6%), а также регидратирующее средство “Натрия Хлорид” (-8,9%).

ТОП-10 брэндов по натуральным объемам закупок значительно отличается от стоимостного рейтинга. Здесь, как обычно, лидирует марка “Натрия Хлорид”, заняв 22,6% рынка госпитальных закупок. На вторую строчку поднялся антибиотик-цефалоспорин “Цефтриаксон”, который производят порядка 15 заводов. “Фарм-Центр”, “Красфарма” и “Белмедпрепараты” занимают свыше 70% объема поставок антибиотика в больницы. На третьем месте по упаковкам находится средство углеводного питания “Глюкоза” с долей рынка 2,7%.

Максимальный рост принадлежит антибиотику “Цефотаксим”: по итогам 9 месяцев 2018 г. ЛПУ закупили на 24,8% больше упаковок, чем в январе-сентябре прошлого года. При этом наблюдается существенное сокращение объемов закупок в упаковках марок “Этиловый Спирт” (-25,4%) и “Глюкоза” (-25,0%). (gmpnews/Химия Украины и мира)

Exit mobile version