Химия Украины и мира

Беларусь: Нефтехимия – это не только топливо

Белорусской нефтехимической отрасли необходимо переориентироваться на выпуск современной, наукоемкой продукции. Об этом было заявлено на конференции “Нефтехимия-2018”, которая прошла в Минске.

Меньше нефти, больше химии. “Развитые страны избрали путь выпуска малотоннажной, наукоемкой и дорогой продукции, в то время как другие компании сосредоточились на простой переработке нефти”, – заявил на конференции председатель президиума Национальной академии наук Беларуси Владимир Гусаков.

По его мнению, белорусам необходимо не только следовать опыту развитых стран и использовать зарубежные технологии в нефтехимии, но и развивать собственные, в том числе в сотрудничестве с Россией, Казахстаном, Китаем.

“Есть хорошие примеры. Институтом механики металлополимерных систем НАН Беларуси разработаны и поставляются для нужд ОАО “Гродно Азот” аддитивы для производства полиамидных композитов. Объем продаж – более $10 млн. На “Могилевхимволокно” введена в строй установка по выпуску полиэфирных композитов. На “СветлогорскХимволокно” выпускается улучшенное волокно арселон, на которое получен европейский патент”, – рассказал глава НАН Беларуси. Для успешной реализации этих и других инновационных проектов Академия наук предлагает создать солигорский горно-химический кластер наподобие гомельского нефтяного, создание которого поддержала госкомпания “Белоруснефть”.

Темпы роста мировой нефтехимической отрасли превышают темпы роста экономики в целом, подчеркнул Владимир Гусаков. В 2015 г. общемировой химический комплекс достиг суммарного объема производства в $4 трлн. и по своим масштабам обогнал рынок нефти. “Нефтехимическая отрасль – связующее звено между нефтегазовым комплексом и перерабатывающими отраслями, ее развитие – путь к новому технологическому укладу”, – убежден спикер.

“Китай идет вперед очень быстро. У них нефтехимия еще двадцать лет назад занимала 3% в объеме ВВП, сейчас – 15%. Сегодня это основа развития государства, его экономики, промышленности. Химия и нефтехимия сегодня – это не топливо. В первую очередь, это современные материалы”, – поддержал Владимира Гусакова заместитель государственного секретаря – член постоянного комитета Союзного государства Алексей Кубрин.

“Хотелось бы, чтобы тематика, которую мы уже много лет декларируем, – инновационная экономика, привлечение на рынок абсолютно новых товаров, продуктов и услуг – стала для нас очень актуальной. На представленной выставке мы увидели много разработок наших ученых, но, к сожалению, не все они доходят до массового промышленного производства”, – сокрушался заместитель председателя Палаты представителей Национального собрания Беларуси Болеслав Пирштук. По его словам, импортная составляющая в отечественной продукции доходит до 70%. “Это много, конкурировать на внешних рынках после этого крайне сложно”, – добавил зампред. Он считает, что именно нефтехимии, приносящей экономике каждый четвертый экспортный доллар, необходимо ориентироваться на мировой рынок.

Огромные деньги. “Страны, добывающие нефть, в последние годы увеличили объемы и глубину ее переработки, к тому же выросла цена “черного золота”, посему для сохранения конкурентоспособности на мировом рынке белорусской нефтехимической отрасли жизненно важны увеличение глубины переработки сырья, переход на нефтехимический вариант развития с выходом на продукты высоких переделов (третьего-четвертого) и добавленной стоимости”, – отметил ректор БГТУ Игорь Войтов.

В апреле для научно-технического сопровождения развития отрасли был создан Республиканский научно-практический центр нефтехимических технологий и производств. Благодаря этому на различных предприятиях удалось внедрить новые технологии (по выпуску полимерных композиционных материалов, комплексных минеральных удобрений, моющих средств, автоэмалей, грунтовки ускоренной сушки), снизить себестоимость продукции.

Государство вкладывает в нефтехимическую отрасль огромные деньги. По словам заместителя председателя “Белнефтехима” Владимира Сизова, в 2010-2017 гг. в модернизацию предприятий концерна инвестировано $8,3 млрд. За этот период возведены 1957 объектов. Главные из них – объекты нефтеперерабатывающих заводов, позволившие увеличить объемы и улучшить качество продукции, комплексная реконструкция Белорусского газоперерабатывающего завода, установки по производству полиамида-6 и полиамидных технических нитей, реконструкция установок для производства карбамида и аммиака в ОАО “Гродно Азот”, техническое перевооружение всех основных производств в ОАО “Белшина”, реконструкция производств смешанных удобрений в ОАО “Гомельский химический завод”, рассказал Владимир Сизов.

Не бензином единым. Итогом модернизации НПЗ стали переход Беларуси на выпуск и потребление моторного топлива самого высокого класса качества “Евро-5” и наращивание мощностей по переработке нефти до 24 млн. т/год, подчеркнул заместитель председателя концерна “Белнефтехим”. По его словам, удалось освоить выпуск ряда абсолютно новых видов продукции: конструкционных стекломатов из рубленого волокна, тонких электроизоляционных и конструкционных стеклотканей, базальтового волокна и продукции на его основе, многокруточных нитей, нетканых полипропиленовых материалов, новых типоразмеров шин. “Как результат, доля инновационной продукции в общем объеме производства промышленной продукции концерна по итогам прошлого года составляла более 45%”, – сообщил Владимир Сизов.

В результате в том числе модернизации отрасли прирост чистого дохода с 2010 г. составил $2,9 млрд. Значительно увеличены мощности по производству NPK-удобрений (в 2,3 раза, с 234 тыс. до 539 тыс. т/год), полиамида-6 (в 2,4 раза, с 53 тыс. до 129 тыс. т/год), нетканых материалов нового поколения спанБел и акваспан (в два раза, с 5 тыс. до 10 тыс. т/год), мягких полимерных контейнеров типа “биг-бэг” (в шесть раз, с 200 тыс. до 1200 тыс. штук), полипропиленовой упаковочной ткани (в три раза, с 3,5 млн. до 11 млн. кв. м).

В прошлом году “Белнефтехим” отправил свою продукцию в 102 страны, а импортировал из 80. По итогам года объемы экспорта составили $8 млрд. “При этом доля экспорта высокотехнологичной и наукоемкой продукции и услуг в общем объеме экспорта концерна по методике ООН составила порядка 28%”, – добавил спикер.

Как жить дальше? “Не так все хорошо, как сказано в предыдущих докладах. Сегодня стоит вопрос: как прокормить людей, работающих на предприятиях отрасли? – нарушил благостную картину менеджер по инновационной деятельности и развитию, бывший директор “Нафтана” Константин Чесновицкий. – Нужна рентабельность проектов от 20%, а не 8%, как у тех, о которых рассказывали нам сегодня. И нам не стоит идти по российскому пути и строить гигантские мощности, к примеру, на 1,5 млн. т полиэтилена. Сегодня надо строить более емкие производства, которые к тому же могут перестраиваться со временем”. Рассуждая о том, по какому пути (топливному или нефтехимическому) следует идти нефтехимической отрасли, спикер отметил, что “если заниматься производством судового топлива, бензина, дизеля, то будешь не развиваться, а работать на людей, которые будут тебя постоянно “доить”: денег хватит только на выживание”.

По мнению Константина Чесновицкого, наибольшую отдачу, которая в разы превосходит то, на чем сегодня концентрируется белорусская нефтехимическая отрасль, дают полиолы. “Именно они и другие продукты третьего и четвертого переделов – наше будущее. Это наш ВВП, наша занятость, это средний и мелкий бизнес, который прекрасно проявляет себя. Только дай ему свободные ресурсы, и они будут использованы с лихвой”, – заявил спикер.

Он отметил, что самой освоенной технологией глубокой переработки нефти, обеспечивающей наибольший выход сырья для пиролиза, является гидрокрекинг вакуумного газойля. “Он требует высоких капитальных вложений уже на первом пусковом комплексе. При инвестициях в $1,9 млрд. доналоговая прибыль составит $0,8 млрд. Рассмотрение такого объема инвестиций выходит за рамки компетенции объединения”, – констатировал эксперт.

Наиболее востребованной технологией, по его словам, является каталитический крекинг: “Добавка к катализатору высококремнеземного цеолита ZSM-5 и особый режим в реакторе допускают образование этилена до 6% и пропилена до 17%. Данный процесс наиболее гармонично вписывается в решение сразу двух задач: обеспечение безмазутного режима работы НПЗ и обеспечение на первом этапе мономерами химического завода. Оценочно капитальные затраты составляют $1,7 млрд., доналоговая прибыль – $0,9 млрд.”.

Константин Чесновицкий рассказал о том, что сегодня группа специалистов и ученых Института нефтехимических технологий и синтеза при БГТУ работает над техническим решением задачи, которая даст возможность увеличить выход этилена и пропилена за счет вовлечения в переработку более тяжелых фракций нефти, имеющих низкую ликвидность по сравнению с нафтой. “Успешное решение поставленной задачи позволит снизить затраты на первом пусковом комплексе в полтора раза и тем самым снизить нагрузку на строительство до реальных сроков (36 месяцев) и рассматривать объем инвестиций только для первого пускового комплекса. Схема НПЗ остается как в предыдущем варианте, нагрузка на пиролиз несколько снижается”, – пояснил спикер.

Подводя итоги, Константин Чесновицкий отметил, что интеграция нефтехимических комплексов с нефтеперерабатывающими заводами является естественным выбором, нефтехимический завод может эффективно реагировать на высокую конкуренцию и давление на валовую маржу переработки. “Такая интеграция не только добавляет продукцию с высокой степенью переработки, но и оптимизирует расходы на логистику. Объединение двух площадок (нефтеперерабатывающего завода и завода “Полимир”) наилучшим образом отвечает современным подходам к переработке углеводородного сырья. С одной стороны, развитая инфраструктура, с другой стороны, устаревшие, неконкурентные технологии, требующие незамедлительного обновления, способствуют тому, чтобы произвести инвестирование в самые конкурентные и перспективные проекты”, – заявил эксперт. (belmarket.by/Химия Украины и мира)

Exit mobile version