Химия Украины и мира

Украина: Законотворцы вносят хаос в аптечную торговлю лекарствами

С 1 января вступил в силу Закон Украины “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины по улучшению администрирования и пересмотру ставок отдельных налогов и сборов” (№2628-VIII от 23.11.2018 г.).

В частности, предусмотрено внесение изменений в ст. 8 (Права потребителя в случае приобретения им товара ненадлежащего качества) Закона Украины “О защите прав потребителей”. Одно из положений этого закона обуславливает рассмотрение требований потребителя относительно лекарственных средств и изделий медицинского назначения после предъявления потребителем расчетного документа. Что означает эта новая норма, вокруг которой уже ломаются копья в соцсетях? Относительно описаний последствий и регуляторных пустот, которые еще надо заполнить власти, мы обратились к экс-председателю Гослекслужбы, доктору медицинских наук, доктору фармнаук Алексею Соловьеву.

– Согласно этой статье, потребитель может в течение установленного гарантийного срока требовать от продавца (аптечного учреждения) возврат заплаченной за товар денежной суммы или замену товара на такой же товар, или на аналогичный, из имеющихся у продавца (аптечного учреждения). В свою очередь продавец (аптечное учреждение) обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя и удовлетворить его требования.

Это говорят нормы закона. А какие особенности практики их реализации в конкретной аптеке? Как известно, срок пригодности лекарственных средств (гарантийный срок) может составлять даже более пяти лет. Это означает, что в течение этого периода потребитель потенциально может вернуть товар, приобретенный в аптеке. Что же может произойти с лекарственным средством за это время? Прежде всего, следует вспомнить, что такие специфические товары, как лекарственные средства, для стабильности физико-химических свойств во время хранения требуют защиты от света, влияния влаги, испарения, соблюдения температурного режима, защиты от действия газов окружающей среды.

Рассмотрим конкретный пример. Потребитель возвращает в аптеку вакцину, считая ее по каким-то причинам некачественной. Какие свойства будет иметь вакцина, если она хранилась – даже несколько часов – при комнатной температуре или, наоборот, была несколько раз заморожена? Провизор в аптеке должен оценить только внешний вид и целостность первичной и вторичной упаковок. Кто в таком случае может гарантировать эффективность и безопасность самой вакцины? Что ждет покупателя, который приобрел эту возвращенную упаковку?

Еще пример о целостности упаковки. Большинство лекарств в форме раствора, спрея или капель имеют колпачок или распылитель, который легко открывается и не оснащен контролем первого открывания. То есть невозможно понять, содержит ли флакон вещество от производителя, или “хороший” потребитель налил туда воду после использования.

Остается без ответов ряд вопросов. По какой процедуре потребитель должен определять качество лекарственных средств? Каким порядком должно руководствоваться аптечное учреждение, принимая лекарственное средство, определенное время находившееся у потребителя? Что должна делать аптека с такими лекарственными средствами? Должна ли аптека в дальнейшем реализовывать такие лекарственные средства?

В этом контексте непонятна роль государства, которое должно гарантировать потребителям оборот качественной продукции на рынке. А это, в свою очередь, будет формировать рост недоверия как к системе контроля качества, так и ко всем участникам оборота лекарств.

Размышляя над этими риторическими вопросами, логически приходишь к единственному выводу: “неизвестные силы” сознательно пытаются внести хаос в аптечную торговлю лекарствами. Любая цивилизованная страна десятилетиями строила государственную систему контроля над оборотом лекарств и не перестает ее совершенствовать, поскольку научно-технический прогресс в XXI веке, следовательно, и рынок лекарств, развивается сверхмощно и продолжает вносить свои коррективы в нашу нынешнюю жизнь. Любое цивилизованное государство пытается сделать все возможное, чтобы гарантировать пациентам аптек действительно качественные, удобные фармацевтические услуги и обеспечить население страны действительно безопасными, эффективными лекарствами надлежащего качества. Для этого в ЕС и других странах внедряется индивидуальное кодирование каждой упаковки лекарства, с помощью которого любой человек может, используя уникальный код, проверить эту упаковку и т. п. Наша же страна не ищет легких путей и принимает законодательные инициативы (наподобие принятой в Законе Украины от 23.11.2018 №2628-VIII), которые не только не могут быть реализованы на практике, но и способны создать дополнительные проблемы как потребителям, так и аптечным заведениям.

У потребителя нет, да и не может быть инструментов для проверки качества лекарства. В целом непонятно, как представляли инициаторы-законотворцы предложенную ими проверку пациентом качества лекарства. Эта функция относится исключительно к соответствующим операторам рынка и государственной системы контроля качества лекарства в обороте. Чтобы обеспечить пациентов безопасными и эффективными лекарствами, их надлежащее качество должно “встраиваться” еще на этапе фармацевтической разработки, а затем проверяться проведением соответствующих исследований и опытов производителями и импортерами и гарантироваться на всех этапах их оборота всеми операторами рынка, такими как: лицензированные производители и импортеры, лицензированные дистрибуторы и аптечные заведения, которые должны выполнять целый ряд довольно сложных и специфических требований, а выполнение этих требований, в свою очередь, проверяется соответствующими государственными органами. Следовательно, принятое законодательное изменение по возврату будто бы некачественного лекарства (ведь пациент априори не может проверить его качество) – это всего лишь сознательное разрушение доверия к государственной системе контроля над оборотом лекарств и распространение дополнительных бессмысленных “мифов”, что на территории Украины в обороте якобы находится до 50% некачественных и сфальсифицированных лекарств. Создается впечатление, что инициаторами таких законодательных инициатив являются люди, которые вообще не представляют, как функционирует рынок лекарств и как он должен регулироваться в соответствии с лучшими мировыми процедурами.

Учитывая вышеизложенное, в этом контексте вообще непонятна роль государства, которое должно гарантировать потребителям оборот качественной продукции на рынке. К сожалению, законодательные инициативы наподобие принятой в Законе Украины от 23.11.2018 № 2628-VIII будут содействовать лишь повышению недоверия как к системе контроля качества, так и ко всем участникам оборота лекарств.

Для срочного урегулирования сложных вопросов, возникающих в сфере оборота лекарств, государство в лице народных депутатов – законотворцев в тесном сотрудничестве с профессиональными специалистами отрасли должны системно и действенно гармонизировать украинское законодательство с законодательством ЕС путем внедрения в жизнь действительно важных изменений (например, введение страховой медицины, введение индивидуального кодирования каждой упаковки лекарства и т. п.), а не имитировать реформы, принимая аналогичные недееспособные нормы, содержащиеся в Законе Украины от 23.11. 2018 №2628-VIII. (zn.ua/Укррудпром/Химия Украины и мира)

Exit mobile version