Суд начал ликвидацию «Росавы». Кому выгодно банкротство крупнейшего в стране производителя шин?
В начале декабря 2018 г. Хозяйственный суд Киевской области признал банкротом шинный завод «Росава», открыв ликвидационную процедуру предприятия и отменив арест его активов. Ликвидатором арбитражного управляющего суд назначил Светлану Демину. По данным ликвидационной комиссии «Росавы», компания накопила кредитных долгов на 20,58 млрд. грн.
Что будет с крупнейшим в стране производителем шин, и как решение суда отразится на кредиторах «Росавы»?
С чего началось. В сентябре 2015 г. НБУ признал неплатежеспособным финансового партнера «Росавы» – банк «Финансы и Кредит», который также входит в одноименную финансово-промышленную группу “Финансы и кредит” депутата Константина Жеваго. По данным Фонда гарантирования вкладов физлиц, «Росава» задолжала банку почти 2 млрд. грн. по ряду кредитных договоров, где она выступала поручителем. Чтобы уйти от выплат, компания попыталась в судах признать договора поручительства недействительными. Ключевой аргумент – изменение условий кредитного договора якобы без ее ведома.
В одних случаях попытки были успешны, в других – нет. Например, в августе 2016 г. суд обязал «Росаву» как поручителя и Кременчугский кожзавод как заемщика выплатить банку 84 млн. грн. Однако госисполнитель начал взыскание только через полтора года – в январе 2018 г. За счет другого иска «Росаве» удалось отложить процесс до конца апреля.
Сразу после этого – 20 апреля – компания объявила о “реорганизации”. В «Росаве» это решение связали с необходимостью реструктуризировать предприятие, чтобы соответствовать требованиям рынка о разделении различных сегментов. Ее оппоненты усмотрели другие мотивы. “Разделение” «Росавы» в Фонде гарантирования назвали попыткой заблокировать взыскание с нее долгов, поскольку закон не предусматривает этого во время ликвидации или реорганизации крупных предприятий. Кроме того, реорганизация сохраняет вероятность, что «Росава» передаст свое имущество одним правопреемникам, а обязательства – другим, добавили в фонде.
В августе 2017 г. генпрокуратура инициировала расследование по поводу двух кредитов на 1 млрд. грн., которые «Росава» получила от банка с июня по август 2015 г. – за несколько месяцев до его банкротства.
В следующем году к обвинению подключилась и ГФС. По данным налогой, «Росава» с 2011 г. по 2018 г. вывела за рубеж $52,7 млн. валютной выручки, не уплатив в госбюджет 1,3 млрд. грн. пени.
Судьбоносное решение. В начале декабря Хозсуд Киевской области возбудил дело о банкротстве «Росавы» по заявлению главы ликвидационной комиссии, выявившей у компании 20,58 млрд. грн. кредиторской задолженности. Согласно данным ликвидационной комиссии, стоимость имущественного комплекса «Росавы» оценена в 762,1 млн. грн., активы – в 3,37 млрд. грн., тогда как обязательства – в 18,71 млрд. грн., следует из материалов суда.
До этого ГФС уже пыталась провести опись имущества производителя шин. Анализ имущественного положения показал, что все активы «Росавы» на более $400 млн. находятся в залоге у признанного неплатежеспособным банка «Финансы и кредит». Но компания продолжает работать не без помощи третьих лиц, утверждает ведомство. По данным ГФС, «Росава» выполняет договоры переработки давальческого сырья одного из своих контрагентов – ООО «Премиори».
Означает ли банкротство «Росава» попыткой Жеваго очистить ее от долгов? Юристы не исключают этот сценарий.
“Банкротство – это нормальный процесс очищения компании от долгов, это не значит, что завтра завод закроется, – говорит глава аналитического департамента Concord Capital Александр Паращий. – Просто определенным кредиторам не вернут деньги”.
“Главный вопрос: кто несет бремя возврата долгов по кредитам, какая компания замкнет на себе производственные мощности, а также кто будет обладать правами на брэнд «Росава», – рассказывал ранее руководитель проектов практики безопасности бизнеса Juscutum Александр Горобец. – Обычно в ликвидационную яму сваливают все долги, а самое ценное и очищенное от обязательств имущество перетекает в другие предприятия”.
Не исключено, что Жеваго предпримет попытку снова заполучить уже “реанимированную” компанию, считает Паращий. “Из наших практик обычно все заканчивается тем, что кредиторы ничего не получают, а бизнес вместе с собственником остаются”, – заключил он.
По данным реестра юридических лиц, «Премиори» – контрагент «Росавы» – принадлежит британской Premiorri Ltd, ее бенефициар – топ-менеджер Жеваго, бывший генеральный директор «Росавы» Вадим Татусь.
Белоцерковский шинный завод (с 2011 г. – ЧАО “Росава”) открыт в 1972 г. Компания выпускает продукцию под брэндом Rosava. Производственные мощности компании – около 6 млн. шин в год. В 2017 г. компания нарастила чистый убыток на 73,8% до 717,79 млн. грн. Чистый доход упал на 41,7% до 875,27 млн. грн. (liga.net/Химия Украины и мира)