Не успели утихнуть страсти во Франции, где движение “желтых жилетов” в борьбе за справедливые цены на бензин чуть не поменяло президента Пятой республики, как стоимость топлива стала поводом для социальных потрясений в Мексике. Там на смену гражданских протестов, бушевавших в 2017 г., пришел бензиновый кризис, причем такой, что в одном из городов власти официально рекомендовали гражданам пересесть на велосипеды.
При этом Мексика является крупным производителем нефти, НПЗ страны уж точно не должны испытывать дефицит сырья.
В Мексике старт нынешнему кризису был дан в начале 2017 г., когда бензин подорожал примерно на 20%. Тогда это вызвало массовые протесты, а также беспорядки и грабежи. Возмущенные граждане перекрывали доступ к ряду крупных НПЗ и складам нефтепродуктов. Возникло даже новое направление преступной деятельности с официальным названием “уачиколерос”, то есть преступники, специализирующиеся на врезках в трубопроводы.
Издание Financiero сообщило, что нехватка топлива поразила сразу 6 штатов Мексики. Государственная нефтяная компания Pemex пояснила, что для борьбы с незаконными врезками перекрыты несколько крупных нефтепродуктопроводов. Топливо доставляется автоцистернами, что и привело к уменьшению объемов. Однако президент страны пока бензинового кризиса не признает. Мексиканский лидер Андрес Мануэль Лопес Обрадор отмечает лишь изменение системы доставки топлива для борьбы с воровством.
“У нас достаточно резервов, вопрос в том, как они распределяются, мы не хотим делать это, как раньше, открывая трубопроводы всем (включая похитителей топлива)”, – заявил Обрадор.
Он обрушился с критикой и на менеджмент Pemex, сообщив, что лишь 20% краж топлива происходят из-за незаконных врезок, остальные совершаются “сверху”, то есть сотрудниками компании.
Для того, чтобы пресечь любые виды воровства, по данным издания Universal, 8 января мексиканские военные взяли под контроль обеспечение безопасности на шести НПЗ Pemex и стратегических объектах на фоне перебоев с поставками бензина. Это касается НПЗ в штатах Гуанахуато, Тамаулипас, Веракрус, Идальго, Оахака и Нуэво Леон, а также 20 терминалов нефтепродуктов на обоих побережьях страны. Работников НПЗ досматривают перед входом и выходом с предприятий, запрещают пользоваться мобильными телефонами, также проверяют цистерны с топливом.
Тем не менее, по заявлению Лопеса Обрадора, несколько нефтеперерабатывающих заводов Мексики либо перестали производить сырье, либо работают на неполную мощность. В частности, НПЗ Мадеро в Тамаулипасе не производит топливо уже долгое время, темпы работы НПЗ Минатитлан в Веракрусе заметно снизились, завод почти не работает, несколько других НПЗ работают на 20-30% мощности. Он также признал, что есть проблема с очередями танкеров в портах, но, по его мнению, бензина в стране достаточно. “Мы покупаем 600 тыс. баррелей в день, резервов достаточно, танкеры приплывают”, – сообщил мексиканский лидер.
При этом страна продолжает импортировать 75% потребляемого топлива.
Отраслевые эксперты отмечают, что ситуация на рынке нефтепродуктов Мексики очень напоминает процессы, происходившие в России в 1990-е годы. Но в Мексике все осложняется еще большим развитием мафиозных кланов, которые зачастую ведут открытую гражданскую войну с армией страны. Для наведения порядка Обрадору придется предпринять максимум усилий и проявить политическую волю, но даже это не гарантирует успех данной операции.
Национализация привела к коррупции. Директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов напомнил, что Мексика была первой страной, еще в начале 1930-х годов национализировавшей нефтяную отрасль. “В этом они были пионерами. И до недавнего времени в Мексике была монополия государства на добычу нефти и производство нефтепродуктов. Это привело к тому, что в нефтяной отрасли стала процветать коррупция и добыча стала падать. Нефтепереработки не хватало, приходилось импортировать нефтепродукты из США, при этом мексиканская нефть туда экспортировалась. Все это подтолкнуло правительство к тому, чтобы привлекать иностранных инвесторов, в первую очередь на шельф. Кроме того, недавно в стране к власти пришел президент с левыми взглядами, который решил навести порядок в нефтяной отрасли. Но уже сложились мафиозные кланы, которые сопротивляются данному процессу”, – пояснил эксперт.
По его словам, в России на рынке бензина было что-то похожее в 1990-е годы. “Например, в Екатеринбурге в 1990-е годы рынок нефтепродуктов контролировала уралмашевская ОПГ”, – заметил Правосудов.
Он отметил, что в Мексике уже достаточно давно фактически идет почти гражданская война кланов наркоторговцев, экспортирующих наркотики в США, с правительственными войсками. “Нынешний топливный кризис является отражением этой борьбы”, – заявил эксперт.
Президенту Мексики будет сложно побороть общественный договор. Президент фонда “Основание” Алексей Анпилогов считает, что нефтяной рынок Мексики чем-то похож на нигерийский. “Несмотря на наличие нефти, социальная обстановка в стране чудовищная. Мексиканские провинции находятся под властью преступных синдикатов. Несанкционированное подключение к трубопроводам – преступный бизнес в огромных масштабах”, – указал эксперт.
Он напомнил, что подобное было в России и Украине. “Достаточно вспомнить ситуацию в Чечне в 1990-е. В постмайданной Украине “Укрнафта” Коломойского взяла и слила всю технологическую нефть из трубопровода от Кременчуга до порта Одессы. Эта нефть принадлежала российской “Транснефти”, но они ее взяли на переработку на свои НПЗ. И в Мексике теневой нефтяной бизнес процветает, так как мафиозные кланы используют принципиальную уязвимость любой нефтетранспортной системы”, – пояснил Анпилогов.
Он считает, что кризис как-то должен разрешиться, но проблема не в нефтяной отрасли, а в социальной обстановке, способствующей процветанию преступного бизнеса. “Как показывает опыт Чечни, можно задавить и преступность, и мафию, но должны быть приложены усилия и политическая воля. Хватит ли ее у президента Мексики, сказать сложно, поскольку война с мафиозными кланами продолжается уже третье десятилетие, а существование организованной преступности стало частью негласного общественного договора”, – заявил эксперт.
В Венесуэле воруют больше. Генеральный директор компании “ИнфоТЭК-Терминал” Рустам Танкаев рассказал, что, с одной стороны, сужается рынок сбыта для мексиканской нефти в США, с другой – падает добыча в самой Мексике. “Это ведет к обнищанию населения, невыполнению бюджета и, соответственно, к миграционному давлению на США. При этом нефти для собственных нужд у Мексики хватает”, – напомнил эксперт.
Он заметил, что происходящее в этой стране очень напоминает Россию 1990-х годов. “У нас тоже было очень большое количество врезок в нефтепродуктопроводы. И воровали нефтепродукты в огромных количествах. Подобные вещи происходят во многих странах. Но существует система учета, которая помогает избегать подобного воровства. Я бы сказал, что действия мексиканских властей не очень профессиональны и, видимо, у них нет соответствующих специалистов. Они просто пытаются навести порядок и ликвидировать контрабанду и воровство”, – считает Танкаев.
Он указал, что в последние годы попытки ликвидировать подобные явления были предприняты во многих странах. “В ряде стран эту проблему решили благодаря введению автоматической системы учета. Эта проблема решена и в России. Но все равно в Мексике подобное воровство происходит не в таких масштабах, как в Венесуэле. В Венесуэле хищения только нефтепродуктов в 2017 г. составили 20 млн. т”, – указал эксперт.
В России хотят победить бодяжный бензин. Стоит отметить, что, хотя в России и побеждена проблема врезок в нефтепродуктопроводы и нелегальных НПЗ, ситуация с качеством ГСМ стоит остро. Победить бодяжный бензин не так-то просто, особенно в условиях роста налогов на топливный рынок и сдерживания цен на АЗС. Тем не менее, на днях глава Министерства промышленности и торговли Денис Мантуров сообщил, что в ближайшем будущем в России появится система контроля качества топлива от НПЗ до заправочного пистолета на АЗС. Она позволит показать, где произошло подмешивание некачественного топлива, что станет поводом для внеплановой проверки. Пилотный проект системы запустят в первой половине 2019 г. в Северо-Западном федеральном округе.
По мнению Танкаева, с технической точки зрения такой контроль уже возможен, но идет очень сильное противодействие со стороны исполнителей – людей, пользующихся левыми доходами. “Их можно победить, но должна быть жесткая система контроля. Какая-то госструктура типа Роспотребнадзора, имеющая очень широкие полномочия, или же должны быть задействованы ведомственные системы, действующие внутри компаний. Например, такая система уже есть у “Роснефти”. Она активно развивается, поэтому следует ожидать, что в ближайшие годы там будут контролироваться 100% поставок”, – рассказал эксперт.
Он напомнил, что сейчас на внутреннем рынке нефтепродуктов России возникла проблема, связанная с позицией правительства, которое, с одной стороны, повышает налоги, с другой – сдерживает рост цен на топливо. “Это равносильно ситуации, при которой жмут на тормоз и газ; как известно, после такой манипуляции глохнет двигатель. Топливный рынок находится в таком же положении, когда у нас вот-вот заглохнут двигатели и остановится торговля бензином. Какие-то шаги для предотвращения этого правительство старается делать, но делает их очень непрофессионально. У нас, как и в Мексике, абсолютно непрофессиональные люди лезут управлять нефтяным рынком”, – отметил Танкаев. (oilcapital.ru/Химия Украины и мира)