Химия Украины и мира

Россия: Розничные продажи лекарств в 2018 году выросли и в стоимостном, и в натуральном эквиваленте

Согласно данным Ежемесячного розничного аудита фармацевтического рынка России, проводимого ЗАО “Группа ДСМ” (DSM Group), в 2018 г. через аптеки было реализовано 5,3 млрд. упаковок лекарственных препаратов на сумму порядка 991,9 млрд. руб. (в розничных ценах). При сравнении с 2017 г. продажи лекарств выросли на 4,6% в стоимостном и на 4,9% в натуральном эквиваленте.

Инфляция на лекарственные препараты в 2018 г. составила 2,9%. Это один из самых низких показателей за последние годы. Основной рост цен пришелся на лекарственные препараты, не попадающие под ценовое регулирование, – 4,0%. Препараты, входящие в список ЖНВЛП, выросли в цене в среднем на 0,8%. Динамика в иностранных валютах (долларах и евро) менее стабильна и связана с курсом рубля. После роста объемов рынка в 2017 г. в 2018 г. наблюдается падение более сильное в евро (-6,8%).

Соотношение аптечных продаж ЛП по АТС-группам I уровня в России. Структура аптечного рынка по АТС-группам 1-го уровня в 2018 г. практически не изменилась относительно 2017 г. Минимальный прирост по итогам двенадцать месяцев показала АТС-группа [L] “Противоопухолевые препараты и иммуномодуляторы” (+0,1%). За счет этого она переместилась на одну строчку вниз. Такая динамика в большей мере обусловлена низким ростом “сезонных препаратов” – иммуномодуляторов; по итогам года их объем снизился на 0,5% в деньгах.

Другие группы, в состав которых входят препараты для лечения простудных и вирусных заболеваний, также демонстрируют приросты ниже рынка. Это соответствует сезонности, которая была показана в 2018 г.: пик заболеваемости был только в марте, но и он был ниже, чем в прошлые годы, а осенний всплеск продаж не наблюдался.

Рейтинг АТС возглавляет группа [A] “Пищеварительный тракт и обмен веществ”, ее доля составляет 18,8%, что существенно выше, чем емкость других АТС-групп. Лидерами в данной АТС стали препарат для терапии заболеваний печени и желчевыводящих путей “Эссенциале” и эубиотик “Линекс”, на третьем месте – гепатопротекторный препарат “Гептрал”. На втором месте по стоимостному объему располагается АТС-группа [С] “Препараты для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы” (14,1%). В данной группе лидируют брэнды “Детралекс”, “Конкор” и “Лозап”.

Топ-20 брэндов, лидирующих по объему продаж на коммерческом рынке России. Совокупно ТОП-20 брэндов занимают 11,1% рынка. В рейтинге брэндов, лидирующих по стоимостному объему на коммерческом рынке, можно отметить ряд существенных изменений. Первое место в тройке лидеров по-прежнему удерживает анальгетик “Нурофен” с долей на рынке 0,8%. На вторую строчку поднялся антикоагулянтный препарат прямого действия “Ксарелто” (+11 позиций), показав максимальный прирост среди брэндов ТОП-20 (+50,9%). На третью позицию был смещен венотонизирующий и венопротекторный препарат “Детралекс”.

В натуральном выражении продолжают лидировать “традиционные” дешевые препараты “Бактерицидный пластырь”, “Цитрамон” и “Ацетилсалициловая кислота”. Только четыре препарата, входящих в ТОП-20 по упаковкам, показали отрицательную динамику: “Цитрамон” (-6,6%), “Активированный уголь” (-6,0%), “Валериана” (-5,8%), “Валидол” (-3,8%). Наибольшие темпы роста демонстрируют “Тауфон” (+150%), “Эналаприл” (+40%) и “Риностоп” (+27%). ТОП-20 брэндов по натуральному выражению занимают 21,3% аптечных продаж, то есть их концентрация выше, чем в стоимостном объеме.

Топ-20 производителей, лидирующих по объему продаж на коммерческом рынке России. В рейтинге производителей изменений заметно меньше, они менее существенны. Классически первую позицию по итогам года в аптечном сегменте удерживает компания Bayer, объем продаж которой в аптечном сегменте снизился на 0,4%. Sanofi расположилась на второй строчке с минимальным приростом реализации продукции на 0,2%. Novartis (+6,3%) занял третью строчку.

Перемещения в рейтинге происходили в рамках +3 мест. 4 компании из ТОП-20 показали отрицательную динамику. Сильнее всего упали продажи производителя Stada (-4,4%) за счет снижения объемов реализации противовирусного средства “Лавомакс” (-14%) и спрея “Снуп” (-14%).

Рейтинг производителей в большей мере представлен иностранными компаниями: только 3 компании относятся к российским. Максимальную долю занимает “Отисифарм” с долей 3,4%, располагаясь на 6-й строчке.

В целом за 2018 г. доля российских препаратов составила 28,4% в стоимостном и 58,4% в натуральном выражении. К тому же объем реализации отечественных препаратов вырос более заметно, чем продажи импортных лекарств: +6,2% в рублях и +5,3% в упаковках. Как результат, удельный вес российских препаратов в структуре аптечных продаж продолжает увеличиваться, причем рост доли происходил как в стоимостном объеме, так и в натуральном эквиваленте. (gmpnews/Химия Украины и мира)

Exit mobile version