Реализация инвестпрограмм небольших НПЗ юга России, для которых в условиях налогового маневра выход на производство светлых нефтепродуктов является вопросом жизни и смерти, напрямую зависит от понимания государством места независимой переработки в структуре топливного рынка.
Соглашение об инвестициях в модернизацию в обмен на возвратные акцизы, подписанное в начале 2019 г. независимыми НПЗ и Минэнерго России, незамедлительно стало поводом напомнить о своих планах развития двум самостоятельным игрокам в Краснодарском крае – Афипскому и Ильскому НПЗ. Стоимость инвестпрограмм обоих заводов исчисляется десятками миллиардов рублей, хотя многие эксперты сомневаются, что в условиях, в которые поставил независимую нефтепереработку налоговый маневр, проекты будут реализованы даже с вводом обратного акциза. Даже значительный рост доходов, демонстрируемый некоторыми независимыми НПЗ, пока не приводит к существенному увеличению рентабельности и снижению долговой нагрузки.
Южная четверка. Объем инвестиций в модернизацию мощностей Афипского НПЗ превысит 100 млрд. руб., сообщила вскоре после подписания соглашения с Минэнерго РФ пресс-служба предприятия. В рамках программы модернизации на заводе будет построен комплекс гидрокрекинга вакуумного газойля мощностью 2,5 млн. т/год с объектами общезаводского хозяйства. На пике строительных работ будет занято около 3,5 тыс. человек, а после ввода объектов в эксплуатацию численность персонала Афипского НПЗ возрастет ориентировочно на 900 человек.
В начале февраля подробности инвестпрограммы представил Ильский НПЗ, расположенный в нескольких километрах от Афипского. Как сообщил президент управляющей предприятием Кубанской нефтегазовой компании (КНГК) Юрий Шамара, до 2023 г. на Ильском НПЗ будет построен комплекс по производству бензина стандарта Евро-5, СУГ и ароматических углеводородов мощностью 1,5 млн. т/год. Объем инвестиций в него составит 30 млрд. руб., проектная документация сейчас находится на согласовании в Главгосэкспертизе. Благодаря новому комплексу на заводе будет создано дополнительно 650 рабочих мест.
В список предприятий, заключивших соглашения с Минэнерго, вошли еще 2 независимых НПЗ на юге России – “Славянск-Эко” в Славянске-на-Кубани Краснодарского края и Новошахтинский завод нефтепродуктов (НЗНП) в Ростовской области.
Славянский НПЗ, связанный с семьей депутата кубанского законодательного собрания Роберта Паранянца, объявил о планах по модернизации в ноябре 2018 г. Инвестпрограмма завода существенно скромнее, чем у соседей, – 7,7 млрд. руб. до 2020 г., эти вложения позволят довести объем переработки нефти с 3,5 млн. т до 5 млн. т/год.
НЗНП, близкий к донскому агрохолдингу “Юг Руси”, пока не представлял актуальных планов модернизации. Но еще в октябре 2015 г. он подписал с правительством области соглашение о сотрудничестве в рамках строительства двух нефтеперерабатывающих установок ЭЛОУ-АВТ 2,5 мощностью 2,5 млн. т нефти в год каждая и установки гидрокрекинга вакуумного газойля. На тот момент проект оценивался в 63 млрд. руб., после его реализации годовой объем переработки нефти планировалось довести до 7,5 млн. т/год.
На разных скоростях. Из трех независимых кубанских переработчиков дальше всех в реализации своих планов продвинулся Афипский НПЗ, акционером которого осенью 2017 г. стала группа “Новый поток”, владеющая крупнейшим независимым НПЗ в России – Антипинским в Тюменской области. Вскоре после этого события Афипский НПЗ заявил о начале следующего этапа модернизации, который позволит нарастить объем переработки с 6 до 9 млн. т/год и повысить ее глубину с 77% до 81%, затем до 93%.
В июле 2018 г. началось строительство приемо-сдаточного пункта пропускной способностью 3 млн. т нефти в год, до конца 2018 г. на предприятие поступили крупнотоннажные компоненты для комплекса гидрокрекинга вакуумного газойля мощностью 2,5 млн. т/год: реакторы, колонны, печи, компрессоры и т. д. суммарным весом более 6000 т. Окончание работ на этом объекте запланировано на IV квартал 2021 г.
Предыдущий этап модернизации на Афипском НПЗ в целом был завершен до девальвации рубля и начала налогового маневра, что позволило предприятию в 2016 г. выйти на объем переработки в 6 млн. т, что существенно превышает показатели большинства “собратьев” по независимому сегменту. В 2017 г. на предприятии была введена комбинированная установка вакуумной перегонки мазута и висбрекинга гудрона, что позволило выпускать моторное топливо и бензин газовый стабильный, а также газовую техническую серу.
Выручка Афипского НПЗ по итогам 2014 г. выросла в 3,7 раза, что стало существенным вкладом в совокупные доходы ключевого собственника завода – группы “НефтеГазИндустрия”. В рейтинге крупнейших промышленных предприятий Краснодарского края, составленном минувшей осенью РБК, холдинг занял первое место. Однако взрывной рост выручки Афипского НПЗ не привел к росту рентабельности производства. По итогам 2017 г. чистая прибыль предприятия снизилась почти втрое к показателю 2016 г., сильно выросла дебиторская и кредиторская задолженность, а общий объем заемных средств приблизился к 100 млрд. руб.
Значительный потенциал роста доходов демонстрирует и построенный в середине нынешнего десятилетия Славянский НПЗ. Выручка его управляющей компании ООО “Славянск-Эко” за 5 лет (2013-2017 гг.) выросла почти в 9 раз – с 8 до 71 млрд. руб., что позволило ей занять первое место в рейтинге самых быстрорастущих компаний России по версии “Интерфакса”. По данным на конец 2018 г., на предприятии шло строительство новой очереди, в которую войдут резервуарный парк и две технологические установки для переработки нефти и нефтепродуктов. Но и это практически новое предприятие пока не отличается высокой рентабельностью, даже несмотря на значительный прирост объемов чистой прибыли. А объем его дебиторской и кредиторской задолженности в 2017 г. существенно увеличился (данные за 2018 г. появятся во II квартале 2019 г.).
Что касается Ильского НПЗ, то его объем переработки в последние 3-4 года держится на уровне порядка 3 млн. т, хотя планы по его увеличению руководство предприятия анонсирует регулярно.
Обратный отсчет пошел. “Модернизация НПЗ юга России, безусловно, необходима просто для того, чтобы их деятельность оставалась экономически обоснованной, – комментирует ситуацию в сегменте независимый аналитик в сфере ТЭК Александр Полыгалов. – Если в ближайшие несколько лет не будет повышен процентный показатель выхода светлых нефтепродуктов, которые должны будут соответствовать стандартам Евро-5, то с учетом осуществляемого налогового маневра в нефтяной отрасли работа южных НПЗ станет экономически нецелесообразной. При резком росте пошлин на темные нефтепродукты будет бессмысленно продолжать нефтепереработку, имея столь высокий выход мазута, как эти заводы имели до модернизации. С другой стороны, вкладывать огромные по меркам одного НПЗ средства в их модернизацию, даже по самым приблизительным прикидкам, также выглядит экономически необоснованным с точки зрения самих НПЗ – проще тогда уж просто прекратить работу”.
Поэтому, продолжает аналитик, сотрудничество между НПЗ и Минэнерго с привлечением государственного финансирования выглядит логичным. Если государство в долгосрочном периоде заинтересовано в снижении выхода мазута и росте качества выпускаемого топлива, а в краткосрочном периоде не готово к падению валовых объемов производства бензина и дизтоплива на юге России, а также к росту социальной напряженности в регионе (все это произойдет в случае закрытия южных НПЗ по экономическим соображениям из-за налогового маневра), то государству придется помочь НПЗ с финансовыми ресурсами для модернизации.
Однако ряд экспертов высказывают большие сомнения, что предложенный механизм помощи – обратный акциз – будет достаточным. Перспективы реализации проектов, заявленных Афипским и Ильским НПЗ, зависят от масштаба государственной помощи предприятиям, отмечает заместитель директора группы корпоративных рейтингов Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) Василий Танурков. По его мнению, одного механизма возвратного акциза может не хватить для того, чтобы сразу привлечь в их модернизацию значительные средства; оба завода сильно закредитованы.
“Возвратный акциз может повысить привлекательность активов в том смысле, что привлечь инвестиции со стороны станет проще, – считает эксперт. – Но смогут ли заводы привлечь под эти инвестиции дополнительные кредиты, неизвестно: это представляется довольно рискованным. Скорее, возвратный акциз повышает стоимость этих НПЗ, которая сейчас с учетом кредитной нагрузки достаточно низка. Пока это единственный механизм господдержки независимых НПЗ, никаких других мер не обсуждается”.
Скептически к перспективам модернизации южных НПЗ относится и краснодарский бизнес-консультант, доктор экономических наук Александр Полиди. По его словам, качество инвестиционного проектирования определяется в большей степени полнотой учета рисков, но в проектах модернизации промышленных предприятий, тем более в нефтяной отрасли, уровень конъюнктурных и регулятивных рисков запредельный. “Если говорить о реалистичности планов, их воплощение в жизнь зависит все-таки во вторую очередь от качества менеджмента, а в первую – от состояния рынка и регулирования. Вывод: серьезной коррекции могут подвергнуться как объемы инвестиций этих компаний, так и сроки их реализации”, – резюмирует эксперт.
Хроники необъявленной смерти. Практически все эксперты сходятся во мнении, что для независимых НПЗ завершение модернизации является вопросом выживания в условиях налогового маневра, который принципиально изменил экономику независимой переработки.
“Модернизация позволит по меньшей мере окупить в ноль инвестиции, сделанные в независимые НПЗ, в противном случае им придется либо банкротиться, либо искать покупателя”, – отмечает Танурков.
“Без государственной помощи с модернизацией ввиду налогового маневра у небольших южных НПЗ, среди которых экономически наиболее крепким выглядит Афипский, останутся два варианта: либо закрываться, либо работать в убыток”, – добавляет Полыгалов.
Но в “поголовье” независимых НПЗ есть и особая группа предприятий, которые, не анонсируя многомиллиардные проекты, продолжают работу, невзирая на налоговый маневр. На юге России таким примером является Краснодарский НПЗ – старейший в регионе, расположенный практически в центре кубанской столицы. В 2018 г. он переработал более 2,5 млн. т нефти, доведя долю светлых товарных нефтепродуктов до 56%. В списке заводов, заключивших соглашения с Минэнерго, Краснодарского НПЗ, равно как и ряда других независимых заводов в других регионах, нет, хотя они также могли бы претендовать на возвратный акциз, полагают представители независимого сегмента нефтяной отрасли.
“Приятно узнавать о солидных инвестпрограммах российских НПЗ, так и хочется воскликнуть: вот он, возвратный акциз животворящий! – иронизирует пресс-секретарь ассоциации независимых нефтедобывающих компаний “АссоНефть” Сергей Ветчинин. – Одно сильно смущает: непонятно, по каким таким стратегическим соображениям чиновники, разрабатывающие алгоритм так называемого “завершения нефтяного маневра”, отсекли от возможности получать возвратный акциз массу независимых НПЗ, работающих в легальном поле и имеющих устойчивую потребительскую конъюнктуру? Неужели этим людям не известно, что Россия сегодня нуждается не только в топливе класса Евро-5? Что у нее весьма большой устаревший автомобильный и вообще технический парк? Что помимо транспорта в топливе нуждаются еще и ЖКХ, горнодобывающая и горно-обогатительная промышленность, сельское, лесное, дорожное хозяйство, включая асфальтобетонные заводы? И что для этих потребителей топливо класса Евро-5 – непозволительная роскошь в экономическом и техническом смысле?”
Еще прошлым летом, напоминает Ветчинин, в Минэнерго информировали, что под систему возвратных акцизов могут не подпасть небольшие НПЗ с общим объемом нефтепереработки 15-17 млн. т, некоторые из них могут в конечном итоге закрыться. Хотя именно независимым НПЗ около половины добываемой нефти поставляет сектор независимых нефтегазодобывающих компаний, а самочувствие небольших заводов напрямую сказывается на их бизнесе, добавляет представитель “АссоНефти”.
Пока эксперты затрудняются привести примеры, когда небольшой НПЗ заявил о закрытии из-за налогового маневра. Очевидно, что владельцы предприятий заняли выжидательную позицию, рассчитывая на более благосклонное отношение государства.
В то же время, за исключением упомянутого выше вхождения “Нового потока” в структуру собственников Афипского НПЗ, который уже перерос приставку “мини”, нет и значимых сделок по продаже независимых активов в нефтепереработке. Возможно, первым случаем станет продажа НЗНП, которую рынок время от времени обсуждает чуть ли не с самого момента пуска этого предприятия. В очередной раз повод для этого появился прошлой весной, когда стало известно, что у завода появилась сторонняя управляющая компания, принадлежащая Александру Мельникову, бывшему руководителю ряда структур «ЛУКойла». В августе 2018 г. губернатор Ростовской области Василий Голубев сообщил о подготовке НЗНП к продаже, хотя детали сделки разглашать не стал.
“Независимые НПЗ стали серьезной проблемой для их владельцев: крупных сделок с этими активами в последние годы почти не было, хотя ни один из них за период налогового маневра не объявлял о прекращении деятельности. Пока эти активы существуют в подвешенном состоянии, их дальнейшая судьба зависит от доброй воли государства”, – резюмирует Танурков. (oilcapital.ru/Химия Украины и мира)