Государственные органы оказались не готовы к стремительному росту рынка дорожных битумов, который наблюдается в течение последних трех лет. Неспособность обеспечить стабильное финансирование, а также отсутствие гарантий своевременных расчетов с поставщиками являются главными барьерами для развития этого рынка, сообщил директор “Консалтинговой группы А-95” Сергей Куюн на презентации в ходе семинара “Битум: снабжение и технологии”.
“Государственная машина не поспевает за этим маховиком, который третий год набирает скорость. Она не умеет с ним работать, с такими объемами, поэтому мы видим проблемы с финансированием. Оно прерывистое и несет большие риски. Мы четко фиксировали в августе 2018 г., в разгар дорожных работ, что все хранилища были залиты битумом, потому что по непонятной причине остановились проплаты”, – говорит С. Куюн.
Из-за срыва финансирования в августе прошлого года объем рынка битумов в 2018 г., несмотря на прогнозы, не смог достигнуть рекорда предыдущего года. Нестабильность финансирования ведет к накоплению долгов перед поставщиками битумов. “Звучат миллиардные суммы задолженности. Поставщики битума, как правило, “сидят на шпагате”. Последний раз о предоплате за поставку битума рынок слышал в 2012 г.”, – отмечает директор “А-95”.
Другими барьерами для развития рынка, по мнению С. Куюна, являются чрезмерная громоздкость и забюрократизованность процедур на уровне облавтодоров, а также несоблюдение государством изначально заявленных планов по объему работ и финансированию. Кроме того, возросший рынок показал абсолютную неготовность инфраструктуры обслуживать такие объемы битума. Это касается битумных хранилищ, подвижного состава и прочего. Крупные компании стали углубляться в этот рынок и строить собственные хранилища, битумовозы, асфальтные заводы, развивать лизинговые программы.
При этом Сергей Куюн отмечает, что возобновление работы дорожного фонда – положительный сигнал для рынка, поскольку обеспечивает гарантированное финансирование дорожных работ. “Дорожный фонд – это защищенная статья бюджета. Эти средства нельзя просто так забрать и направить на другие нужды”, – отмечает С. Куюн.
Стимулом для развития рынка также является принятие 5-летней программы развития дорожного хозяйства. “Если программа будет работать, у участников рынка будет четкое видение и понимание, как можно инвестировать в этот рынок”, – отмечает директор “А-95”.
Он напомнил, что по итогам 2018 г. объем рынка битумов составил 684 тыс. т. 80% объема битумов были обеспечены за счет импортных поставок. По данным С. Куюна, 55% украинского рынка битумов в 2018 г. заняли белорусские производители, 21% пришелся на украинские НПЗ, 18% – на поставки из России, 6% – на поставки битумов из Польши. (enkorr.com.ua/Химия Украины и мира)