Отказ украинских розничных сетей от товаров российского производства особенно сильно ударил по производителям косметики, у которых нет собственных заводов за пределами России. Игроки рынка говорят, что справиться с падением продаж в соседней стране им помогает ориентация на b2b-сегмент и внутренний рынок России.
Оборот петербургского производителя косметической и парфюмерной продукции АО “Невская косметика” в 2018 г. упал по сравнению с предыдущим годом на 4% до 11,9 млрд. руб. Сокращение оборота в компании связывают со снижением собственной акционной активности в торговых сетях, а также со значительным сокращением объема сбыта на украинском рынке. “Сегодня предпочтение розничных сетей в Украине отдается украинским товарам или товарам из Восточной Европы”, – комментируют в компании. “Невская косметика”, чтобы сохранить позиции на рынке, инвестировала 1,3 млрд. руб. за последние три года в обновление упаковки продукции, поддержание высокого уровня качества, а также в инженерную инфраструктуру предприятия.
У другого производителя косметики – “Natura Siberica” – экспорт на украинский рынок упал еще несколько лет назад. Компания компенсирует падение украинского направления развитием на рынках других стран, например, в 2018 г. “Natura Siberica” вышла на рынки Саудовской Аравии и Германии. А для продолжения работы в Украине “Natura Siberica” создала производственную линию за 5 млн. евро в Эстонии. Для рынков Украины и Эстонии компания запустила марку “Natura Estonica”. Однако восстановления прежних объемов не произошло.
В целом, по данным Северо-Западного таможенного управления, объем экспорта из регионов северо-запада России в Украину сократился в 2018 г. по сравнению с 2017 г. на 8,5% до $493,5 млн. Крупнейшие товарные группы экспорта: бумага и картон ($103,2 млн.), древесина ($24,5 млн.), удобрения ($82,8 млн.), парфюмерия, косметика и мыло ($22,5 млн.), каучук, резина ($10,3 млн.).
По словам игроков рынка, избежать негативной тенденции удается только производителям, которые ориентированы не на розничный, а на b2b-сектор. “Мы работаем в первую очередь с салонами красоты Украины, ни роста, ни сокращения объемов поставок не было. Возможно, причина в этом, также мы повышали качество работы с партнерами”, – говорит Константин Волков из “Юникосметик” (брэнд “Estel”).
Некоторые эксперты считают, что отказ украинцев от российской косметики отчасти носит популистский характер, значит, не способен нанести существенный ущерб бизнесу.
“Действительно, некоторые производители и ретейлеры отказались от закупки российских товаров. Но отнюдь не все, – говорит аналитик ГК “Финам” Алексей Коренев. – Дело в том, что большинство европейской продукции откровенно не по карману ни украинским потребителям, ни украинским предпринимателям. Поэтому серьезной альтернативы российской косметике у украинцев пока нет.
Аналитик “Открытие Брокер” Тимур Нигматуллин отмечает, что за исключением нескольких производителей товаров с ограниченными рынками сбыта, у большинства компаний есть возможность переориентироваться на несопоставимо более объемный внутренний рынок. Он также обращает внимание на то, что, несмотря на ситуацию в “косметическом” бизнесе, общий оборот торговли между двумя странами растет – в прошлом году он вырос на 17% до $12,9 млрд. “С учетом ослабления рубля предположу, что вышеозначенный рост не является эффектом валютной переоценки”, – отмечает Тимур Нигматуллин. Алексей Коренев объясняет эту динамику ростом экспорта энергоносителей. (Ruhim/Химия Украины и мира)