Химия Украины и мира

Россия: Призрак метанола вернулся в порт Высоцк

“ЛУКойл” претендует на половину российского экспорта метанола, собираясь построить завод по его производству и морской терминал по перевалке в Высоцке. В регионе появляется новый портовый игрок. Поставку газа будут конкурировать “Газпром” и “НОВАТЭК”.

Два крупных столичных проектных института – НИИ карбамида и продуктов органического синтеза и НИИ азотной промышленности – недавно взялись за расчет производственной площадки завода по производству метанола из природного газа и морского терминала по его перевалке. Оба объекта должны появиться на 50 га земли в порту Высоцк в Выборгском районе Ленинградской области. Мощность комплекса оценивается в 1,6 млн. т/год, объем инвестиций – в $1,5 млрд. Финансовую нагрузку возьмет на себя группа “ЛУКойл”. Об этом стало известно от собеседника в бизнес-сообществе, знакомого с результатами переговоров между главой “ЛУКойла” Вагитом Алекперовым и губернатором Александром Дрозденко в конце января 2019 г.

Метаноловый комплекс станет второй частью проекта компании “Сухогрузный перегрузочный комплекс Высоцк”, предполагающего сооружение в том же порту терминала по перевалке угля мощностью 15 млн. т/год, что составляет около 40% всей сегодняшней перевалки угля в российских портах Балтийского моря. Широкой аудитории об этом стало известно в декабре прошлого года.

Что касается метанольного проекта, речь идет о глобальном: сегодня 1,6 млн. т метанола в год составляют примерно треть всего производства спирта в России и почти 80% всего отечественного экспорта этого продукта.

Метанол – простейший одноатомный спирт, бесцветная ядовитая жидкость. Производится из природного газа. Область применения – производство формальдегидов, сырья для полимерных материалов и растворителей. Аналитики Vygon Consulting полагают, что долгосрочный спрос на газ в России не имеет тенденции к росту, наибольший потенциал увеличения потребления – у газохимии, где спрос вырос за 10 лет на 15% до 24 млрд. кубометров в год. Одной из причин эксперты называют экономическую составляющую: продажа за рубеж первичных продуктов переработки газа – аммиака и метанола – фактически является формой скрытого экспорта газа. Кроме того, экспорт метанола, в отличие от экспорта газа, не ограничен, а российский метанол конкурентоспособен на мировом рынке из-за низкой цены российского газа. Это востребовано, так как прямой экспорт газа по трубе разрешен только “Газпрому”. В Vygon Consulting, считают, что рост спроса на газохимию может достичь 10 млрд. кубометров к 2030 г. Основной рынок для российского метанола – Европа.

Заместитель председателя правительства Ленинградской области Дмитрий Ялов подтвердил намерения “ЛУКойла” по строительству в Высоцке завода по производству метанола и морского терминала по его перевалке. От расширенных комментариев чиновник отказался, сославшись на их некорректность без участия инвестора.

Заместитель генерального директора по работе с органами государственного управления ООО “Балтийская нефтесервисная компания” Владимир Калуженов (экс-глава компании “ЛУКойл-Северо-Западнефтепродукт”) присутствовал на встрече Дрозденко и Алекперова. На предложение о комментарии о производстве метанола и строительстве терминала он отреагировал эмоционально: “Я никогда не дам никаких комментариев именно по этому терминалу. Никому. Даже самому себе”.

– Почему?

– Потому что! Не хочу. Терминал стоит жестко в условии необходимости его реализации, но у нас там первым номером идет угольный терминал, а метанольный идет вослед.

– Там будет и производство метанола?

– Да, будет и производство, судя по технико-экономическому расчету. Все!

Владимир Калуженов отключил телефон. Сложилось впечатление, будто метанольный проект совсем не такой простой, как угольный.

“Балтийская нефтесервисная компания” зарегистрирована в Ленинградской области. Принадлежит московскому бизнесмену Павлу Тер-Осипову, кто возглавляет ООО “СПК Высоцк”. Организация реализует угольный и метанольный проекты в одноименном порту. Собственно, метанольной составляющей занимается, по сведениям, ООО “Газ-Синтез”. Обе компании зарегистрированы в области прошлой весной и принадлежат московскому предпринимателю Евгению Коневу. Связи между ними и “ЛУКойлом” не видно.

Будущий метанольный проект уникален перспективой выбора поставщика природного газа, из которого будет производиться метанол. В порт Высоцк приходит магистральный газопровод Ленинград – Выборг – Госграница, по которому подается газ для комплекса по производству и перевалке сжиженного природного газа. Основным его владельцем является “НОВАТЭК”. Так что инициаторы метанольного проекта претендуют на конкуренцию двух газовых гигантов.

Неизвестное К. Информационно-аналитическая система “СПАРК-Интерфакс” видит зарегистрированного в Москве 43-летнего Евгения Конева из Тюменской области. Он стопроцентный владелец восьми компаний в Москве, Петербурге и Ленинградской области.

Первый его бизнес – туристическое ООО “Контур” – появился осенью 2010 г. в Москве. В конце 2015 г. Евгений Конев изменил вектор, став владельцем и генеральным директором подмосковного ООО “Смарт Ойл”, специализировавшегося на торговле нефтепродуктами. 11 июня 2010 г. Конев возглавил ООО “Семирамис” – ныне несуществующую московскую компанию, торговавшую косметикой и парфумом. СПАРК видит Конева на этой должности до июля 2011 г.. В январе 2015 г. он переключается на логистику – становится единственным владельцем и руководителем московского ООО “Трансмагистраль”, специализировавшегося на пассажирских железнодорожных перевозках.

Весной 2017 г. “Трансмагистраль” и “Смарт Ойл” реорганизовались в ООО “Новая транспортная компания” (НТК), где бизнесмен до сих пор сохранил позиции единственного владельца и гендиректора. НТК занимается морскими грузоперевозками. Летом 2017 г. он становится владельцем трех связанных с транспортом и логистикой компаний, в каждой из которых 48% долей принадлежат ему лично, 52% – через “НТК”: зарегистрированного в Ленинградское области и имеющего адрес в Мурманске ООО “ЛК Волга”, основной вид деятельности которого – складирование и хранение; зарегистрированного в Москве ООО “Рустэк-Магистраль”, основной вид деятельности которого связан с железнодорожными перевозками нефтепродуктов; зарегистрированного в Петербурге, но имеющего адрес в Выборге ООО “Выборгские буксиры” со специализацией “деятельность морского грузового транспорта”.

В медийном пространстве можно найти упоминания лишь про ООО “ЛК Волга”. Компания владеет рейдовым комплексом для перевалки арктической нефти в порту Мурманск, работающим в интересах “ЛУКойла”.

Следующий пик активности Евгения Конева приходится на весну прошлого года. В начале мая 2018 г. он регистрирует и оформляет на себя две компании в Ленинградской области: ООО “Сухогрузный перевалочный комплекс Высоцк” с 50 млн. руб. уставного капитала и строительством портовых сооружений в качестве основного вида деятельности; ООО “Газ-Синтез”, основным видом деятельности которого является транспортная обработка грузов, а уставный капитал составляет такие же 50 млн. руб.

В конце мая Евгений Конев становится 100%-ным владельцем и генеральным директором зарегистрированного в Москве ООО “Моршельф Заполярье”, специализирующегося на морских грузовых перевозках и имеющего 5 млн. руб. уставного капитала.

Рискнем предположить: весной 2018 г. Конев ставит на порт Высоцк.

Реанимация. Призрак метанолового бизнеса преследует Ленинградскую область почти полтора десятилетия. Впервые о строительстве в Высоцке морского терминала по перевалке метанола региональное правительство официально сообщило в мае 2006 г. Все звучало крайне серьезно: 16 га земли в порту рядом с нефтеналивным комплексом “ЛУКойла”, перевалка – почти 0,5 млн. т/год, инвестиции – $25 млн. Комитет экономического развития Ленинградской области сообщил тогда об одобрении проекта межведомственной комиссией и представил инвестора – компанию “Балтийская инициатива Выборг”.

Проект не пошел. В марте 2019 г. один из его бывших участников признался: потенциальному инвестору не удалось договориться с Министерством обороны, в чьем ведении находился земельный участок. Зато позже с военными нашел общий язык “Газпром” – сегодня на этом месте достраиваются завод по производству сжиженного природного газа и морской терминал по его перевалке компании “Криогаз-Высоцк” (принадлежит ПАО “НОВАТЭК” (51%) и “Газпромбанку”). Проект предполагается пустить в этом году.

В октябре 2014 г. намерение производить и переваливать метанол в порту Усть-Луга публично выразили две компании: ООО “Балтийская газохимическая компания” и ООО “НГСК”. Сначала они работали вместе, потом “разошлись в вопросах концепции проекта”, каждая компания обрадовала медиапространство планами по строительству заводов-близнецов и терминалов-близнецов с перспективной визуальной конкуренции. “Балтийская газохимическая компания” декларировала терминал мощностью 1,7 млн. т/год на 65 га с инвестициями в 1,3 млрд. руб. “НГСК” размахнулась на 224 га и тоже на 1,7 млн. т продукта в год. Заявленные вложения превышали $1 млрд.

Следующие четыре года проекты-близнецы не подавали медийные признаки существования. Но оценим масштабы фантазий того времени: в России тогда производилось около 3 млн. т метанола в год, значит, “разошедшиеся в вопросах концепции” инвесторы собрались производить метанола больше, чем во всей стране.

В сентябре 2016 г. накануне Международного экономического форума в Сочи в деловых СМИ проявились планы польской компании Ekozon о строительстве завода по производству метанола в Пикалево или в Кингисеппе. Анонсировались инвестиции в 62,3 млрд. руб., прочие параметры не разглашались. С тех про этот проект мало кто слышал.

В мае 2018 г. на Петербургском международном экономическом форуме напомнил о себе один из проектов-близнецов 2014 г. “Балтийская газохимическая компания” (через ООО “БМ” на 99% принадлежит бизнесмену Петру Вяткину) с японскими Marubeni и Mitsubishi и российской “Инваста Капитал” в торжественной обстановке подписали контракт о строительстве в порту Усть-Луга завода по производству метанола и терминала по его перевалке. Планы к этому времени подорожали примерно в 60 раз: с 1,3 млрд. руб. в 2014 г. до $1,5 млрд. Основной производственный показатель остался тем же – 1,7 млн. т метанола в год. Сроком пуска проекта был назван 2023 г.

Экспорт российского метанола в случае реализации заявленных в Ленинградской области проектов применительно к сегодняшней статистике: ООО “Балтийская газохимическая компания” – 1,7 млн. т, ООО “Газ-Синтез” – 1,6 млн. т, ПАО “Метафракс” – 0,5 млн. т, остальные экспортеры – 1,4 млн. т.

И вот на этот до сих пор так и не появившийся рынок приходит новый игрок, неизвестный медийному сообществу, московский бизнесмен Евгений Конев со своими “СПК Высоцк” и “Газ-Синтезом”. И он первый, кто появился с публичным покровителем, главой “ЛУКойла” Вагитом Алекперовым.

В начале 2019 г. стало известно о еще одном метанольном проекте: завод по производству метанола и морской терминал по его перевалке решило построить ООО “РусХимКом”, которое входит в группу “Индига” бывшего депутата Государственной думы Виталия Южилина. Этот проект отличается от остальных удаленностью завода и морского терминала друг от друга – первый запланирован в промышленной зоне “Алексеевская”, второй – в порту Усть-Луга. Расстояние между объектами – 48 км, которые предполагается преодолеть с помощью метанолопровода. Группа Южилина обещала пустить проект в 2023 г., вложить в него 1 млрд. евро и производить 1,75 млн. т продукта для Европы и Китая.

В 2018 г. в России произведено около 4,4 млн. т метанола, из которых 1,9 млн. т отправлены на экспорт. Основные экспортеры: ПАО “Метафракс” (Пермь), ООО “Сибметахим” (Томск), ОАО “Щекиноазот” (Тула) и ООО “Томет” (Самара).

Если предположить, что планы “Балтийской газохимической компании” и “РусХимКома” в порту Усть-Луга, а также “Газ-Синтеза” в порту Высоцк сбудутся, то применительно к сегодняшней статистике Ленинградская область станет производить на 14% метанола больше, чем выпускается сегодня во всей России, и, исходя из данных на сегодняшний день, будет контролировать около 73% его экспорта. (47news/Advis/Химия Украины и мира)

Exit mobile version