Антимонопольный комитет Узбекистана провел анализ рынка минеральных удобрений и условий их реализации. По итогам анализа было установлено, что на рынке услуг по обеспечению доставки минеральных удобрений сельскому хозяйству за прошлый год основная доля пришлась на территориальные филиалы “Узагрокимехимоя”.
“До сих пор сохраняется действующий механизм ограничения круга участников биржевых торгов и неравные условия участия в них. Монопольное положение “Узагрокимехимоя” по оказанию посреднических услуг хранения минеральных удобрений и их доставке препятствует созданию и дальнейшему развитию рынка на конкурентных условиях”, – сообщили в Антимонопольном комитете.
В 2018 г. на “Узагрокимехимоя” пришлось более 82% всего объема реализованных на биржевых торгах минеральных удобрений, при этом на долю кластеров и фермерских хозяйств – по 3%.
Аналогичная ситуация, по данным комитета, наблюдается и в I квартале 2019 г. Так, на “Узагрокимехимоя” приходится 78,8% всего объема реализованных на биржевых торгах минеральных удобрений, доля кластеров составила 11,8%, фермерских хозяйств – 2,4%.
За I квартал 2019 г. средняя стартовая цена на биржевых торгах минеральных удобрений составила 1,6 млн. сумов/т (I кв. 2018 г. – 1,1 млн. сумов), а средняя биржевая цена реализации – 1,7 млн. сумов (I кв. 2018 г. – 1,2 млн. сумов). Рост цены составил 7,1% (I кв. 2018 г. – 7,7%).
По данным комитета в стране все еще сохраняется ряд вопросов, негативно влияющих на конкурентную среду в данной сфере. Так, несмотря на внедрение с 1 января 2018 г. механизма реализации минеральных удобрений через биржевые торги со 100%-ной предоплатой, все еще сохраняются отдельные элементы государственного ценового регулирования в виде установления предельного уровня рентабельности для производителей минеральных удобрений в размере 10% от себестоимости, что не позволяет генерировать нормальную прибыль производителю и приводит к ограничению его инвестиционных возможностей по модернизации и увеличению долговой нагрузки.
Также сохраняются ограничение круга участников биржевых торгов и неравные условия участия для них. Так, на биржевых торгах азотные и фосфорные удобрения выставляются крупными лотами (свыше 300 т по одному лоту) для производителей сельскохозяйственной продукции и других субъектов предпринимательства, а также предприятий “Узагрокимехимоя”; мелкими лотами (от 5 до 70 т по одному лоту) – только для производителей сельскохозяйственной продукции. Предусмотренная норма затрудняет приобретение субъектами предпринимательства необходимых минеральных удобрений меньших объемов.
По итогам проведенного анализа Антимонопольным комитетом были внесены в правительство конкретные предложения по формированию здоровой конкурентной среды на рынке минеральных удобрений, которые были одобрены. В результате Антимонопольным комитетом совместно с “Узкимесаноат” был разработан комплекс мер по обеспечению здоровой конкурентной среды, дальнейшему совершенствованию биржевого механизма реализации минеральных удобрений, который уже утвержден правительством.
Теперь с 1 июля 2019 г. предусмотрена полная отмена ограничений объемов лотов на биржевых торгах; установления уровня рентабельности, декларирования и других видов государственного регулирования цен для производителей минеральных удобрений (с соблюдением производителями требований по неприменению монопольно высоких или монопольно низких цен в соответствии с антимонопольным законодательством); практики установления предельных цен по реализации минеральных удобрений для всех категорий покупателей.
Предусмотренные мероприятия позволят создать здоровую конкурентную среду на рынке минеральных удобрений с предоставлением равных условий по приобретению минеральных удобрений всем участникам. (podrobno.uz/Химия Украины и мира)