Химия Украины и мира

Россия: ПАО «Газпром» увидело риски для бюджета в идее создать СПГ-кластер на Ямале

Ректор Санкт-Петербургского горного университета Владимир Литвиненко в недавнем письме президенту РФ предрек российской Арктике производство СПГ в 140-150 млн. т/год, что является заявкой на мировое лидерство в отрасли: весь глобальный рынок СПГ в 2018 г. впервые преодолел планку в 300 млн. т. Председатель правления “НОВАТЭКа” Леонид Михельсон заявил о поддержке предложения закрепить на государственном уровне цель создания в российской Арктике СПГ-кластера мощностью до 140 млн. т.

Руководство “Газпрома” проанализировало идеи петербургского ученого и нашло в них риски для доходов государства и поставок газа в России и на экспорт.

База. Литвиненко предложил закрепить на территории Ямала-Гыдана и прилегающей к суше части шельфа Карского моря все участки недр федерального значения в качестве ресурсной базы российского СПГ-сегмента. На это “Газпром”, как сообщил знакомый с ситуацией источник, ответил, что его лицензии в этом регионе нужны ему для исполнения баланса газа по Единой системе газоснабжения (ЕСГ) – компенсации падения добычи старых месторождений Надым-Пур-Тазовского региона.

“Разработка месторождений полуострова Ямал компенсирует естественное падение добычи в традиционных регионах добычи. Доля добычи газа на полуострове составит 26% в 2025 г. и 49% в 2035 г. от общей добычи “Газпрома” в зоне ЕСГ. Использование месторождений в качестве ресурсной базы для производства СПГ приведет к дефициту баланса газа по ЕСГ и не позволит обеспечить энергобезопасность при поставках газа потребителям”, – написал зампред “Газпрома” Виталий Маркелов в отзыве на письмо ученого.

Вместо этого в “Газпроме” предлагают проведение геологоразведочных работ и, при выявлении благоприятных перспектив газоносности, технико-экономической оценки для принятия решения об отнесении новых разведанных неразрабатываемых запасов и потенциальных ресурсов газа в их пределах к ресурсной базе российского СПГ сегмента, приводит собеседник тезисы руководства “Газпрома”. В этой связи в “Газпроме” полагают “рациональной разработку целевой программы проведения геологоразведочных работ с синхронизацией и привязкой к перспективным направлениям развития СПГ-сегмента”.

СПГ. В “Газпроме” подсчитали, что из 7,6 млн. т продукции “Ямал СПГ” в 2018 г. 4,9 млн. т пошло на европейский рынок. А из этого объема примерно 80% (3,9 млн. т) попало в такие страны, как Бельгия, Франция, Нидерланды, Великобритания, куда традиционно осуществляются поставки трубопроводного газа “Газпрома”.

По оценкам “Газпрома”, бюджет РФ недополучал около 30 млрд. руб. из-за вытеснения ямальским СПГ объема российского трубопроводного газа ввиду освобождения проекта от НДПИ и экспортной пошлины. “Это сопоставимо с затратами “Газпрома” на газификацию регионов страны – 29,45 млрд. руб. в 2017 г.”, – напомнил собеседник. В 2018 г., по данным газовой монополии, бюджет РФ получал в виде НДПИ и экспортной пошлины с экспортных потоков “Газпрома” свыше 5 тыс. руб. за 1000 кубометров.

После выхода завода “Ямал СПГ” на полную мощность в “Газпроме” констатируют дальнейший рост поставок ямальского СПГ в Европу: “В феврале 2019 г. “Ямал СПГ” стал крупнейшим источником поставок СПГ в Европу (в указанный регион был направлен весь произведенный на заводе СПГ), а экспорт газа “Газпрома” в этом же месяце снизился на 13% по сравнению с февралем 2018 г.”.

Маржа. Маркелов настаивает, что “премиальность” СПГ связана с возможностью экономически эффективного выхода на удаленные и новые рынки, гибкого перенаправления объемов СПГ на рынки с лучшей ценовой конъюнктурой, а также с развитием сегмента малотоннажного СПГ, что включает использование данного продукта в качестве топлива для наземного и водного транспорта, автономной газификации”.

“СПГ не будет являться премиальным продуктом в случае его прямых регулярных поставок на рынки Европы, а будет являться, по сути, иной формой доставки газа, отличной от трубопроводного транспорта”, – заявляют в “Газпроме”. При этом в концерне заверяют, что “Газпром” способен удовлетворить за счет собственных ресурсов и существующей транспортной инфраструктуры весь дополнительный спрос на европейском рынке.

Зампред “Газпрома” напомнил, что изначально целью проектов СПГ в России была диверсификация внешних рынков сбыта российского газа, создание дополнительных экспортных направлений, в первую очередь в страны АТР, за счет применения на тот момент новой технологии. Весь СПГ с проекта “Сахалин-2” направлялся и направляется в страны АТР, куда российский трубопроводный газ не поставлялся, что исключало конкуренцию между российскими трубопроводным газом и СПГ на внешних рынках.

Маркелов также напомнил об озвученном президентом Владимиром Путиным принципе: “Работа должна быть выстроена так, чтобы проекты СПГ не конкурировали с нашим же трубопроводным газом. Напротив, необходимо создать условия для сбалансированного, взаимодополняющего друг друга направления, чтобы в целом получить максимальную отдачу”.

Технологии. Маркелов также усомнился в компетенциях, за счет которых предлагается масштабировать производство СПГ на Ямале и Гыдане почти в 10 раз.

При реализации проекта “Ямал СПГ” “была оказана беспрецедентная по масштабам государственная поддержка, в том числе финансовая, а на новом проекте (“НОВАТЭКа” “Арктик СПГ 2″) планируется использование неапробированной технологии строительства заводов СПГ на гравитационных основаниях, данный тезис выглядит как минимум преждевременным”, – заявил Маркелов.

По мнению Маркелова, развитие СПГ-проектов в России необходимо, но оно не должно снижать эффективность функционирования действующих и строящихся трубопроводных мощностей. Комплексный государственный подход к развитию СПГ бизнеса должен быть направлен на формирование механизма поставок дополнительных объемов российского газа на новые рынки и сегменты (в частности, бункеровка), куда его поставка трубопроводным транспортом невозможна или экономически нецелесообразна.

Деньги. Маркелов предложил “активизировать работу по анализу поставок российского трубопроводного и сжиженного природного газа на экспорт”. У правительства и Минэнерго есть весть инструментарий для этого в виде постановления правительства РФ от 9 августа 2014 г. №785 “Об утверждении правил предоставления информации об экспорте газа”.

При проведении этой работы “Газпром” считает необходимым “организовать постоянный мониторинг поставок СПГ с проекта “Ямал СПГ” с привлечением Минфина России с целью анализа выпадающих доходов федерального бюджета от направления российского СПГ на зарубежные рынки присутствия российского трубопроводного газа”.

“Указанная ситуация является наглядным свидетельством выпадения доходов федерального бюджета от экспорта газа и порождает вопрос обоснованности льготного режима экспорта российского газа в сжиженном виде”, – призывает Маркелов. Продажа газа на экспорт с использованием магистральных газопроводов по сравнению с СПГ позволяет обеспечить существенно большую бюджетную и народнохозяйственную эффективность в связи с тем, что СПГ в отличие от трубопроводного газа освобождается от экспортной пошлины (величина которой составляет 30% от таможенной стоимости), отмечают в “Газпроме”. (Rcc/Химия Украины и мира)

Exit mobile version