Нефтяникам придется подождать дополнительной компенсации потерь, которые они несут из-за невыгодных для них поставок топлива на внутренний рынок, – чиновники еще должны решить, как компенсировать хотя бы часть потерь бюджета.
Проект необходимых для этого поправок в Налоговый кодекс Минфин, Минэнерго, Минэкономразвития и ФАС должны были внести в правительство до 22 апреля, говорилось в протоколе первого вице-премьера – министра финансов Антона Силуанова и вице-премьера Дмитрия Козака. Но отвечающий за них Минфин пока этого не сделал, рассказали четыре чиновника и сотрудник нефтегазовой компании. Эти поправки должны повысить НДПИ на нефть и ввести акциз на средние дистилляты и мазут.
Поставлять топливо на внутренний рынок в 2019 г. стало невыгодно из-за сочетания нескольких факторов: налоговый маневр (повышение НДПИ и снижение пошлины на нефть) привел к росту стоимости сырья для НПЗ, выросли акцизы, а правительство обязало нефтяников не повышать внутренние цены на бензин и дизельное топливо. На АЗС в январе они поднялись на 1,7% в связи с повышением НДС, а в феврале-апреле – на уровень инфляции. Компенсацию нефтяники получали с начала этого года – бюджет возмещает им 60% от разницы между экспортными ценами и фиксированной внутренней – 56000 руб. за 1 т бензина, 50000 руб. – дизельного топлива. Но условия показались нефтяникам невыгодными – зимой были периоды, когда это они доплачивали бюджету, так как внутренние цены были выгоднее внешних. И правительство согласилось пересмотреть механизм компенсации, говорил Козак: опустить фиксированные цены до 51000 и 46000 руб. за 1 т бензина и дизельного топлива соответственно. В апреле Минфин оценивал, что в этом году на компенсацию нефтяникам придется потратить с учетом нового механизма до 450 млрд. руб., в 2020 г. – и вовсе 1,7 трлн. руб.
Но прежде чем начать выплачивать повышенную компенсацию нужно решить, на сколько увеличится налоговая нагрузка на нефтяников, чтобы снизить потери бюджета, говорят три чиновника. “Без последнего не будет первого”, – замечает один из них.
Два чиновника называют камнем преткновения увеличение НДПИ. Козак и Силуанов договорились поднять его на 75 руб. с 1 т при цене барреля от $55 до $80. За счет этого предполагается получить около 90 млрд. руб., говорил в апреле директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов.
Оба вопроса прорабатываются, отметил представитель Минфина, ведомство направило промежуточный доклад в правительство. Представитель Козака не ответил на запрос, как и его коллега в Минэнерго. Человек, близкий к министерству, сообщил, что оно направило в Минфин проект закона, но ответа пока не получило. ФАС тоже направила в Минфин предложения по совершенствованию налоговой системы, чтобы она более гибко реагировала на изменения внешней конъюнктуры, сказал начальник управления регулирования топливно-энергетического комплекса и химической промышленности ФАС Дмитрий Махонин. Не сделало этого пока Минэкономразвития, говорит его представитель.
Представители “Роснефти”, “Газпром нефти”, “ЛУКойла” и “Сургутнефтегаза” не ответили на вопросы.
“Получается, что Минфин затягивает выполнение поручения правительства. И за апрель компании не получат повышенную компенсацию, так как не согласованы источники возврата выпадающих доходов бюджета”, – констатирует один из чиновников. “Никто не обещал, что компенсацию увеличат уже в апреле”, – замечает другой чиновник. Раньше июля поправки о повышении НДПИ и введении новых акцизов вступить в силу не смогут, значит, не заработает и новый механизм компенсации нефтяникам, указывает партнер юрфирмы “Шаповалов Петров” Сергей Шаповалов. Даже если законопроект будет оперативно принят и подписан президентом, то вступить в силу он может только через 30 дней с момента публикации, а действовать начнет лишь с начала следующего месяца, объясняет он. Не известно, удастся ли пересмотреть компенсацию нефтепереработчикам за прошлые месяцы после того, как министерства договорятся об увеличении НДПИ, указывают собеседники. Это может потребовать дополнительных договоренностей, замечает один из них.
По действующему пока механизму и исходя из апрельских цен на топливо в России и за рубежом нефтепереработчики должны были получить за прошлый месяц 41,1 млрд. руб. компенсации, подсчитал старший консультант ценового агентства Argus Сергей Агибалов, а при новых правилах – 46,4 млрд. руб. Затягивая процесс, чиновники уменьшают возможные выпадающие доходы бюджета. В марте Сазанов говорил, что из-за увеличения компенсации нефтепереработчикам бюджет недосчитается в 2019 г. 190 млрд. руб., в середине апреля он оценивал потери в 150 млрд. (Rcc/Химия Украины и мира)