Работая испокон веков по котировкам “Argus DAF Брест” и “Argus DAF граница Украины”, украинские трейдеры в последнее время все чаще стали высказывать возмущение неадекватностью формирования индексов. Главная претензия – призванные показывать цены реальных сделок котировки давно не отображают действительного баланса спроса и предложения. Одним из вариантов выхода из ситуации в трейдерской среде видят запуск торгов по украинскому направлению на площадке Argus Open Market. Этот метод не сработал в случае с Польшей, но имеет все шансы на успех в Украине.
В ответ на запрос enkorr относительно методов формирования котировок в Argus отправили в раздел методологии. Кому интересно – можно почитать на сайте, а если вкратце, то “техника включает информацию о заключенных сделках и предложения продавцов и покупателей”.
Согласно методологии, в случаях, когда информация о сделках отсутствует, ее недостаточно или она не отвечает требованиям методики, а также когда анализ цен сделок, соответствующих методике, не позволяет осуществить верный расчет котировки/индекса, сотрудники Argus определяют рыночную цену на основе анализа других данных о конъюнктуре рынка. Именно этот метод, очевидно, используют в агентстве при определении украинской котировки, поскольку уже несколько лет как спотовые поставки если и присутствуют, то в ничтожном для рынка масштабе.
Выдержки из официальной методологии “Argus Сжиженный газ и конденсат”.
В учет берутся сделки с относительной стоимостью (обмен разными товарами), предложения продавцов и покупателей (в диапазоне прайса продавца и готовности покупателя), сравнительные параметры (сопоставление с ценами на другом базисе, партий другого объема, пересчет от форвардов, пересчет от стоимости сырья, другим транспортом).
В случае дефицита или отсутствия ликвидности Argus использует мнения участников рынка, а также собственные данные, знания и опыт для определения теоретического диапазона цен покупки-продажи.
Котировка СПБТ DAF граница Украины определяется по результатам ежедневного мониторинга цен совершенных сделок, а также уровня спроса и предложения на условиях поставки DAF российско-украинские погранпереходы Соловей-Тополи (Харьковская обл.) и Суземка-Зерново (Сумская обл.), а также DAF белорусско-украинские погранпереходы Словечно-Бережесть (Житомирская обл.) и Горынь-Удрицк (Ривненская обл.). Объем железнодорожной партии – 100-1000 т, поставка – в течение 5-30 суток. Цены определяются в долларах США за тонну ежедневно в 17:30 по московскому времени. В оценку не включены сделки, которые не соответствуют спецификации, а также сделки по формульным контрактам.
Диссонанс. В случае с Украиной есть понятный логически-логистический расклад: разница в транспорте между усредненным географическим базисом украинской котировки (далее – УК) и “Брестом” составляет $50-60/т. По логике вещей, как только разница между котировками превышает этот уровень должно открываться арбитражное окно. Другими словами, если на “Бресте” газ на $80/т дороже, чем на украинском базисе, то покупка тут с последующей доставкой к Бресту сэкономит трейдеру $20-30/т. Так работает, например, морское арбитражное окно: как только логистические затраты покрываются разницей в цене в порт направляется лодка. По факту же на суше такая экономическая логика не срабатывает. Все от того, считают трейдеры, что котировки перестали отображать реальные цены и стали неким индикативом со своими задачами.
В последние годы УК была в большинстве случаев выше “Бреста”. Следуя логике методики, кроме логистической выгоды на каждой тонне (упомянутые $50-60) поставщики российского ресурса получали еще эту премию. По подсчетам операторов, в среднем по году украинский индекс был выше “Бреста” на $19 в 2016 г., на $27 в 2017 г. и на $17 в 2018 г. Летом “Украина”, как правило, ниже, зимой – немного выше, хотя в определенные периоды перекосов на польском или украинском рынках правило нарушается.
Интерес к украинской котировке долгое время был незначительным, поскольку по ней в Украину поставлялось не так много ресурса – основной объем ориентировался на “Брест”. До 2016 г. (еще в статусе DAF Гуково) она выпускалась не ежедневно, а раз в неделю. Из-за недельной “растяжки” украинские импортеры часто оказывались в проигрышном положении, поэтому просили вообще ликвидировать индекс как таковой.
Но когда по котировке в 2017 г. поехал ТШО, а потом и “ЛУКойл” интерес к индексу возрос. Зная принципы ценообразования поставщиков, завязанных на “Брест”, не трудно подсчитать разницу, при которой покупатели ТШО и “ЛУКойла” оказывались в невыгодном положении. Именно эти положения нарастили негодование трейдеров в последние годы.
Яркий пример перекоса – осень 2018 г. В октябре “Брест” начал рушиться опережающими темпами и разрыв с “Украиной” в некоторых моментах превышал $72/т. “Больше чем на месяц контракты, привязанные к “Украине”, ушли в серьезный минус. Разница между ноябрьским газом “Роснефти” (по условиям Proton Energy применяется средняя котировка за месяц) и ТШО в начале месяца достигала $155/т”, – вспоминает счастливый обладатель “протоновского терма”.
Почему так обвалился DAF Брест – интересный вопрос (об этом чуть дальше), но покупателей ТШО больше интересовало, почему не отреагировала УК. Операторы пытались выяснить их на семинаре Argus, проведенном в Киеве в разгар проблемного периода. “Покажите мне людей, которые покупают сегодня на споте по украинской котировке, когда можно с Польши привезти на $25 дешевле”, – вопрошал глава газового крыла “Надежды” Станислав Батраченко старшего редактора “Argus Сжиженный газ и конденсат” Светлану Новолодскую. К сожалению, операторам рынка кроме того, что “они есть”, другого обоснования услышать не удалось.
Тем временем подсчеты показывают, что нерасторопность украинской котировки за проблемный период (с 20-х чисел октября до середины ноября) принесла украинским импортерам ТШО убытков на около $900 тыс. Как расценивают эту конкретную ситуацию в ТШО, к сожалению, неизвестно.
Однако претензии трейдеров касаются не только соотношения “Брест-Украина”. Еще один перекос произошел в феврале 2019 г. Традиционно в этот период соотношение котировок складывается в пользу покупателей ресурса, привязанного к УК. Однако и в данном случае украинские трейдеры были вынуждены переплатить.
“Совершенно непонятно, как определяется цена, – говорил в начале февраля 2019 г. один из крупных импортеров. – Ну кто в здравом уме покупает импорт по 13900 грн., когда на внутренних аукционах газа в избытке по 12900 грн./т?!”
Таким образом, владельцам термов ТШО и “ЛУКойла” пришлось выбирать свой ресурс на $10-30/т дороже, чем за него реально давали в Украине.
В Argus сообщили, что агентство “внимательно следит за аукционами крупнейших производителей сжиженного газа в Украине, результаты которых влияют на спрос и предложение продукта на рынке”. В то же время напрямую результаты украинских аукционов в формировании не участвуют. По данным “Консалтинговой группы А-95”, спотовых поставок в феврале было не более 3,5 тыс. т, львиная доля которых пришлась на “Интер Глобал”. Стало быть, котировка в этот период определялась экспертным путем.
Нужно отдать должное Батраченко – кроме него на неадекватность ценовых индексов открыто никто даже не намекнул. В кулуарах практически все не выбирают выражений, а публично – тишина. Именно поэтому в данном материале столько спикеров, пожелавших остаться инкогнито. Впрочем, намерения возглавляемой им ассоциации подать официальную жалобу по процедуре плодов не принесли – организация ограничилась ни к чему не обязывающими “предложениями”.
Под впечатлением от “предложений” или по другой причине Argus организовал в феврале встречу в белорусской столице. “В Минске с участниками рынка обсуждалась возможность создания информационной платформы Argus Open Markets DAF Ukraine с целью повышения прозрачности формирования котировок”, – ответили на запрос enkorr в агентстве. А совсем недавно стало известно, что принято решение о запуске Argus Open Markets (АОМ) DAF Ukraine LPG на конец мая – начало июня.
Результаты торгов на АОМ ложатся в основу формирования брестской котировки, а порой и полностью ее формируют. В плане объективизации индекса этот опыт вряд ли можно назвать удачным.
Котировка имени… Речь, в первую очередь, о Польше, которая целиком и полностью живет по DAF Брест. Запуск торгов по этой котировке на АОМ в свое время также был призван привнести в ценообразование прозрачность и логику.
“Котировки Argus DAF Брест для пропан-бутановой смеси и пропана представляют собой стандартную отраслевую эталонную цену на железнодорожные партии сжиженного углеводородного газа (СУГ), отгружаемые в Польшу”, – говорится на официальном сайте Argus.
Польские трейдеры с формулировкой не согласны. По их словам, российские поставщики, доля поставок которых в моменте превышает 80%, “крутят” котировкой в своих интересах, сокращая поставки или заливая рынок в нужные ему периоды. Ростом польские покупатели довольны, а вот неожиданные и всегда обоснованные затяжные падения приводят к неизбежным убыткам. Например, упомянутому обвалу “Бреста” в ноябре 2018 г. трейдеры до сих пор не могут найти объяснения в рыночной конъюнктуре. Между тем, это пике для большинства импортеров LPG перечеркнуло в общем-то неплохой в финансовом плане год.
Один из основных профитов “СИБУРа”, говорят участники польского рынка, в удерживании цен на допошлинном уровне. Как известно, уровень экспортной пошлины на СУГ в РФ ориентируется на котировку Argus DAF Брест для СПБТ и распространяется не только на объемы поставок в Польшу, а на все 6+ млн. т российского экспорта в год. Если цена ниже $490/т, пошлина обнуляется, в случае если выше – начинает высчитываться по несложной формуле. Последний раз пошлины проскакивали в августе-ноябре 2018 г. и на пике составили $27,4/т смеси и $10,9/т на чистые фракции. Перед этим пошлины последний раз действовали лишь в 2015 г. Не исключено, что пике Argus DAF Брест в ноябре обусловлено именно стремлением россиян привести среднемесячную цену на допошлинный уровень.
Вторая возможная причина необъяснимых падений брестского индекса – периоды контрактования крупных партий широкой фракции легких углеводородов (ШФЛУ) российскими производителями. Разумеется, цены на это сырье привязаны к Argus DAF Брест.
“На поставках через восточные переходы российские компании зарабатывают не очень много, но они с лихвой компенсируют это, закупая ШФЛУ по выгодным ценам и отправляя потом морские партии по высоким североморским котировкам”, – отмечает представитель крупной международной трейдинговой компании.
“Для запуска снижения достаточно выбросить на спот 10-15 тыс. т газа по привлекательной стоимости. После достижения нужного уровня щедрые предложения на споте сокращаются и цены начинают расти вместе со стоимостью всех TERM-контрактов”, – поясняет представитель компании, входящей в ТОП-5 польских импортеров. По его словам, в этом случае важен не абсолютный уровень цены, а разница между пиком и дном.
Дабы внести прозрачность и повысить ликвидность брестской котировки по ней была запущена торговля на АОМ. Однако ситуация сильно не изменилась. Во-первых, абсолютное большинство продукта на площадке предлагает лишь один продавец – российский гигант “СИБУР Холдинг”. Остальные два десятка аккредитованных поставщиков продают редко и немного. Во-вторых, “СИБУР” имеет свободу по объемам и графику торгов, поэтому инструмент создания как профицита, так и ажиотажного спроса сохранился в полном объеме. Кроме того, с открытием экспортного терминала на Балтике в 2013 г. россияне получили возможность перекрывать арбитражные морские поставки в Польшу с севера.
Другие крупные российские производители выходить на АОМ не торопятся. “Нетбек польского рынка, как правило, самый низкий. Почти всегда есть более интересные направления, то же Черное море”, – говорит источник в “Роснефти”.
Говорят, недовольство котировкой в середине 2000-х сподвигли Orlen обратиться в европейские антимонопольные органы. Однако там ответили, что движения котировки не приводят к ущемлению конечного потребителя, более того, именно конечный потребитель остается в фаворе, ведь цена всегда ниже, чем где бы то ни было.
“Можно сказать, что трейдинг LPG как таковой убит, – констатирует руководитель одной из крупнейших польских торговых компаний. – Когда цены движутся по необъяснимой траектории, каждый вираж может убить всю экономику”. Естественно, что внутренние польские покупатели на падающем рынке начинают выкручивать импортерам руки в ожидании ценового дна. “А тем временем мы затовариваемся, и даже та минимальная маржа уходит на простои вагонов, за которые “СИБУР” берет очень недешево. Застраховаться мы возможности не имеем”, – продолжает трейдер.
Олег Гирко из лондонского брокерского дома R.J. O’Brien подтверждает, что на данный момент захеджировать этот конкретный риск невозможно, поскольку биржевой котировки на Argus DAF Brest не существует.
“Ближайший ликвидный Argus индекс отображает поставки в регионе CIF ARA. Корреляция с DAF Brest составляет около 92% за 2013-2018 гг., что дат возможность захеджировать основную часть ценового риска. Следует, конечно, учитывать региональную специфику ценообразования DAF Brest, где несколько крупных игроков могут оказать большое влияние на котировки по сравнению с более ликвидным рынком Западной Европы. В данной ситуации есть смысл привязывать сделки к средней по месяцу CIF ARA, дабы избежать краткосрочных сдвигов между CIF ARA и DAF Brest”, – говорит брокер.
Не исключено, что политика россиян в отношении DAF Brest стала одной из причин популярности сжиженного газа в Восточной Европе и Украине в том числе. Ведь ближайшая альтернатива российским поставкам СУГ, как правило, очень дорогая. А вот с дизелем, например, ситуация совсем другая: поставки с моря нередко конкурируют по цене с “трубопроводным ресурсом”.
В фарватере гиганта. “Нет прозрачности, рынки монополизированы и трудны в котировании”, – такой ответ был в свое время услышан от представителя Platt’s, котировки нефтепродуктов которого не вызывают у участников рынка нареканий. Ближайший базис, где агентство котирует LPG, – регион АRА.
На юге, в Средиземном море, а прицепом и в Черном, цены диктует алжирский гигант Sonatrach. Компания устанавливает на свою продукцию ежемесячные цены, по которым работает весь средиземноморский регион. И это также создает неудобства попадающим в зону влияния Sonatrach трейдерам. На одном из слетов европейской ассоциации сжиженного газа глава итальянской Ankor Gaz Антонио Барани рассказал о том, как жить через море от центра регионального ценообразования. По его словам, итальянцы могут не соглашаться с ценами Sonatrach, ищут альтернативу, пытаются диверсифицировать поставки, но доля алжирского газа все равно остается решающей на рынке страны. “Когда ты находишься рядом с гигантом, иначе и не будет”, – резюмировал А. Барани.
То же самое и в Украине. Можно долго рассуждать об альтернативных ценовых индексах, однако пока российские поставщики играют в снабжении рынка первую скрипку – поиски других базисов будут тщетны.
Мы успешно импортируем российский дизель из РФ с привязкой и к средиземноморской, и северозападной котировке Platt’s. Однако в случае с СУГ российские таможенники больше верят котировкам Argus. По словам источника в “ЛУКойле”, перед возвращением на украинский рынок в 2018 г. компания штурмовала самые разные кабинеты, стремясь привязать свои контракты к брестской котировке, но тщетно. “К формированию “Бреста” много вопросов, а к украинской – еще больше. Но таможенные органы требуют, чтобы контракты оценивались по индексу на базисе страны-получателя, поэтому к DAF Brest нам привязаться не дали”, – говорит трейдер.
В этой связи привязка TERMов “Роснефти” и Proton Energy DAF Brest составляет интересное исключение. Видимо, госкомпании по силам решить и такой вопрос.
Участники украинского рынка хотя и опасаются польского сценария запуска Argus Open Market, но пока не видят разумной альтернативы повышения ликвидности украинской котировки.
По оценке директора по коммерции “Укргаздобычи” Сергея Федоренко, для формирования объективной рыночной картины достаточно реализовывать на свободных торгах 10% потребностей рынка. В украинских реалиях это до 20 тыс. т в месяц. “Разумеется, для этого на площадке должны стабильно предлагать объемы несколько поставщиков, а также иметь доступ все участники рынка, а не только подписчики изданий Argus”, – считает Федоренко, сам бывавший сотрудником агентства.
Кто бы мог предложить объемы в Украину на АОМ? Светлана Грозная, начальник управления закупки и реализации СУГ компании WOG, считает, что часть ресурса на спотовый рынок способен перенаправить “Тенгизшевройл”. “В разгар сезона ТШО старается урезать объемы поставок до прописанного в длинных контрактах минимума в пользу спотового рынка. Это логично, ведь там можно заработать небольшую премию. Именно этот ресурс мог бы торговаться на открытой площадке”, – предполагает Грозная.
С ней соглашается Назар Дякив из “Оптимус LPG”: “Думаю, если площадка докажет свою эффективность, трейдеры с ресурсом Атырауского НПЗ могли бы переориентировать туда часть поставок”. Но, добавляет руководитель “Оптимусов”, речь идет лишь о “высоком” сезоне. Что касается российского ресурса, то Дякив считает его появление на площадке маловероятным из-за сложившихся законодательных ограничений.
Трейдеры также не исключают потенциального интереса белорусов, однако замечают, что цены белорусских контрактов не могут в чистом виде участвовать в котировке, поскольку логистическая разница между точками входа белорусского и российского, а также казахского газа доходит до $100/т.
Очевидно, что украинские трейдеры готовы к трансформации ценообразования и возлагают большие надежды на повышение адекватности такого важного для рынка индекса. В то же время импортеры не скрывают, что если ожидания не оправдаются, это подстегнет их к более агрессивной защите своих интересов, в том числе официальным жалобам и лоббированию заградительных мер для импортного СУГ. (Аналитик “Консалтинговой группы А-95” Артем Куюн, enkorr.com.ua/Химия Украины и мира)