Маржа переработки нефти в России на НПЗ «ЛУКойла», по оценкам компании, в январе-апреле 2019 г. составила $9/барр., при переработке в Европе – $5. Об этом 21 мая заявил вице-президент «ЛУКойла» по нефте- и газопереработке и нефтехимии Рустем Гималетдинов.
Гималетдинов подчеркнул, что прибыльность европейских заводов компании сильно колеблется: на юге Европы в 2018 г. маржа составила $8,5Эбарр., в январе-апреле 2019 г. – лишь $4 за барр.
«ЛУКойлу» принадлежат четыре НПЗ в России (в Перми, Волгограде, Нижнем Новгороде и Ухте) и три завода в Европе (в Италии, Румынии и Болгарии). Компании также принадлежит доля в 45% капитала НПЗ в Нидерландах.
Топ-менеджер «ЛУКойла» рассказал о высокой доходности инвестиций в модернизацию заводов в России, на которую компания потратила около $12 млрд.: “Эти деньги сейчас возвращаются в компанию”. По его словам, доходность российской переработки, заложенная в бизнес-план, составила 20%, но окупаемость идет даже быстрее.
Гималетдинов заявил, что, несмотря на налоговый маневр России (рост НДПИ при снижении экспортной пошлины), «ЛУКойл» не перенес и не сдвинул ни один из своих проектов в переработке нефти. В ходе этого маневра в 2015-2017 гг. налоговая субсидия для среднего НПЗ снизилась с $16 до $6 на баррель, напоминает главный экономист Vygon Cоnsulting Сергей Ежов.
Ранее “Роснефть” и “Газпром нефть” неоднократно критиковали налоговый маневр, указывая, что он приводит к убыткам проектов нефтепереработки в России. Первый вице-президент “Роснефти” Павел Федоров заявил 13 мая о приостановке реализации крупнейшего проекта компании на Дальнем Востоке в области нефтехимии и переработки нефти – Восточной нефтехимической компании – из-за последствий налогового маневра, а также заморозки цен на топливо. “Проект был рентабельным в рамках существовавшей налоговой системы, а теперь “как таковой был снят, исключен из инвестиционной программы компании”, – сказал он. За последние годы в Налоговый кодекс было внесено около 50 существенных изменений, прямо и негативно влияющих на инвестиционные проекты в нефтепереработке и нефтехимии”, – указано в заявлении компании от 15 мая.
“Роснефть” также отказалась еще от нескольких проектов по модернизации установок на НПЗ и списала убыток из-за заморозки цен на 90 млрд. руб. в первом квартале 2019 г., добавил Федоров. Это не первое списание убытков из-за заморозки цен на топливо и налоговых изменений: в третьем квартале 2018 г. “Роснефть” списала 133 млрд. руб., с начала 2018 г. – 180 млрд. руб.
Гендиректор “Газпром нефти” Александр Дюков в конце марта также негативно высказывался о последствиях налогового маневра. “Неэффективный демпфер (компенсация нефтяникам за сдерживание цен на бензин) плюс соглашение, которые заставило нас “залить” рынок (правительство обязало нефтяников увеличить поставки на внутренний рынок на 3% к уровню 2017 г.), привели к тому, что нефтеперерабатывающие предприятия получили убытки и производство бензинов стало нерентабельным. С одной стороны, мы должны принимать инвестиционные решения и осуществлять инвестиции в модернизацию. С другой стороны, правительство делает все, чтобы убить экономику нефтепереработки и делать эти инвестиции неэффективными”, – заключил он.
Но 21 мая на телеконференции, посвященной отчету за первый квартал 2019 г., первый заместитель гендиректора “Газпром нефти” Алексей Янкевич указал на улучшение ситуации на российском топливном рынке: маржинальность нефтеперерабатывающих заводов позволяет получать прибыль. “Ситуация на рынке стабилизировалась, сейчас нам вполне комфортно с нашей маржой переработки. До счастья еще далеко, но ситуация улучшается”, – сказал он.
При этом в Минфине утверждали, что налоговый маневр нацелен на повышение прибыльности нефтепереработки в России. “Напоминаем, что суть налогового маневра заключается в поэтапной отмене экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты с целью повышения эффективности отечественной нефтепереработки. В соответствии с принятыми решениями с начала текущего года в России введены специальные меры поддержки НПЗ в виде возмещаемого из федерального бюджета отрицательного акциза на нефтяное сырье – фактически субсидии, выделяемой нефтеперерабатывающим предприятиям необходимой глубины переработки”, – говорилось в сообщении ведомства в ответ на критику “Роснефти”. (Rcc/Химия Украины и мира)