Российский рынок газомоторного топлива уже несколько лет находится в режиме ожидания и, похоже, в нем застрял. Сторонники ГМТ приводят множество аргументов о его дешевизне, экологичности и перспективности. Однако на практике все реализуется очень медленно, а серьезных подвижек до сих пор нет.
Весной отечественный рынок ГМТ был буквально потрясен (в хорошем смысле слова) новостью о том, что государство может начать субсидировать перевод частных автомобилей россиян на метан. Были озвучены конкретные суммы – 27 тыс. руб. максимум на легковую машину и до 147 тыс. руб. для магистральных тягачей. Помимо этого в подпрограмме “Развитие рынка газомоторного топлива” прописаны и шаги по созданию сети АГНКС.
Все это вселяет надежду: а вдруг сбудется? Ведь разговоры о перспективности газомоторного топлива в России идут давно и предпосылки для успеха действительно есть. Это и обширные запасы природного газа, и его низкая стоимость, и развитая сеть газопроводов. Например, большинство европейских стран – именно ввиду отсутствия природных ресурсов – в качестве альтернативы бензину и дизелю рассматривают электротранспорт. Исключением служит Италия, которая является крупнейшим потребителем ГМТ в Европе. Однако там успех автомобилей на метане стал результатом долгой и кропотливой работы государства: субсидий на покупку транспорта, инвестиций в строительство АГНКС, снижения налога на выбросы СО2 для машин на ГМТ.
Россия – не Италия, но механизм развития отрасли должен быть таким же: комплексная система поддержки со стороны государства плюс частные инвестиции. Если схема заработает, то к 2024 г. количество АГНКС в России может достигнуть 1,5 тыс. шт., это в 4 раза больше текущего показателя. Такие прогнозы содержатся в проекте подпрограммы ГП “Развитие энергетики”, подготовленной Минэнерго России. Он предусматривает в 2019-2024 гг. бюджетное финансирование в объеме 174,7 млрд. руб. Потребление КПГ при этом через 5 лет ожидается на уровне 3,8 млрд. куб. м, сейчас это всего 620 млн. куб. м. Однако документ находится на стадии обсуждения, не исключено, что в него будут внесены значительные корректировки.
Последние новости из правительства не так оптимистичны: в текущем году госсубсидии на развитие отрасли ГМТ составят 300 млн. руб. вместо ожидаемых 4 млрд. руб. Эта сумма пойдет преимущественно на перевод техники на газ. Основные же объемы финансовой поддержки планируется предоставить в следующем году.
Уже сейчас эксперты рынка сходятся во мнении: без вложений частных инвесторов не обойтись, а им необходима государственная поддержка. Например, срок окупаемости АГНКС составляет не менее 3 лет, а стоимость такой заправки довольно высока, поэтому условия работы должны быть максимально привлекательными. В противном случае лозунги о пользе ГМТ останутся лишь теоретическими выкладками, не реализованными на практике. (Rcc/Химия Украины и мира)