СООО “Хенкель Баутехник” забрало долю рынка у зарубежных поставщиков, а не у белорусских производителей, заверяет руководство предприятия. Теперь в планах не только импортозамещение, но и развитие экспорта.
Введенный в эксплуатацию в 2006 г. “Хенкель Баутехник” под Заславлем – одно из более чем трехсот предприятий “Хенкель” по всему миру. Специализация белорусского – клеевые технологии, иногда называемые “строительной химией”.
Сегодня завод выпускает около 300 наименований продуктов, используемых в строительстве: клей для плитки и систем утепления, краски, штукатурки, грунтовки и др. Если двадцать лет назад большинство перечисленных материалов в страну ввозили, то сегодня по всей номенклатуре товаров, выпускаемых на заводе, импорт практически отсутствует. “То есть белорусский “Хенкель Баутехник” следует считать импортозамещающим”, – убежден генеральный директор компании Сергей Новицкий.
По его словам, есть несколько причин, почему немецкий концерн принял решение создать производственный актив в Беларуси. Одна из ключевых – логистика доставки. “Строительные материалы слишком тяжелые, далеко не навозишься, так как транспортная составляющая съест всю рентабельность. Нормальным для отрасли считается плечо доставки до 500 км”, – отметил собеседник. Именно поэтому построенные вокруг Беларуси заводы концерна (четыре в Украине, шесть в России, три в Польше и один в Прибалтике) сосредоточились преимущественно на внутренних рынках этих стран.
Еще один фактор в пользу Беларуси – достаточная сырьевая база. Основное сырье для завода – песок, цемент, доломит, известь (на них приходится более 80% в общем объеме) – доступно на местном рынке. Из-за рубежа завозят только некоторые компоненты.
Деньги на автоматизацию. В 2005 г. первоначальная сумма инвестиций в завод составила почти 7 млн. евро. На сегодня их совокупный объем превысил 15 млн. евро. Несколько лет подряд средства направляются преимущественно на автоматизацию производственных процессов: в 2016 г. – 1 млн. евро, в прошлом – 300 тыс., план на нынешний – 500 тыс. Там, где еще несколько лет назад присутствовали ручные процессы, сегодня используются автоматика и робототехника, позволяющие за счет снижения издержек повысить эффективность производства и конкурентоспособность продукта. Например, на линии, дающей 60% объема выпуска, сегодня работает лишь один человек в смену, раньше – восемь.
Сравнивая заславский завод с аналогичными предприятиями “Хенкель” за рубежом, Сергей Новицкий отметил, что производственная себестоимость в Беларуси – самая низкая в Европе. В том числе минимальны количество работников, расход воды и электроэнергии на единицу произведенной продукции. Притом что стоимость энергоресурсов значительно выше, чем в России, а зарплаты на предприятии (в среднем около 2400 руб.) сопоставимы с восточноевропейскими странами.
Примерно 55% в себестоимости продукции приходится на сырье и материалы, 12% – на зарплату. При такой структуре затрат основным фактором конкурентоспособности стало эффективное использование оборудования и трудовых ресурсов. Например, на заводе практически отсутствуют штатные единицы рабочих специальностей. Их заменили “операторы”, обученные выполнять в том числе небольшие ремонты в рамках “границ” собственного рабочего места. Это позволило отказаться от избыточного штата отдела обслуживания оборудования. Сейчас он состоит всего из трех человек (было в три раза больше), которые включаются в работу лишь в случае серьезной неполадки. Оптимизация персонала позволила предложить довольно высокую по белорусским меркам заработную плату.
Аналогичным образом оптимизированы процессы, не связанные с выпуском продукции. На аутсорсинг отданы стирка спецодежды, питание, обслуживание спецтехники и проч. Не везде аутсорсинг помог снижению себестоимости, но зато позволил сосредоточиться на основной деятельности. При этом завод создал вокруг себя самый настоящий мини-кластер.
Время подумать об экспорте. В нынешнем году “Хенкель Баутехник” планирует начать поставки в Калининградскую область 12 наименований продуктов, в основном клея различного назначения, в объеме не менее 5 тыс. т примерно на 1 млн. евро.
Завод способен ежегодно выпускать 100 тыс. т продукции не менее чем на 25 млн. евро. Пока производственные мощности загружены не полностью. В прошлом году было выпущено 60 тыс. т (около 50 тыс. т – так называемые сухие продукты, 10 тыс. т – жидкие). Резерв в наращивании объемов выпуска довольно большой. Благодаря экспорту в Российскую Федерацию производство рассчитывают увеличить до 65 тыс. т в нынешнем году и не менее чем до 70 тыс. т в следующем.
“Проектной мощности предполагается достичь в течение ближайших пяти-шести лет. Контракт, подписанный с Калининградской областью, – один из тех факторов, которые позволят сделать реализацию подобных планов реальностью”, – считает глава компании.
Поставкам в Калининградскую область способствует тот факт, что белорусский “Хенкель” находится ближе к этому региону по сравнению с другими заводами группы – 500 км против 700 км от завода в польском городе Стомпоркуве. В пользу отечественного поставщика играют беспошлинная торговля, общие технические и гигиенические нормы в ЕАЭС.
Потенциал для роста. В год прихода “Хенкель” в Беларусь потребление сухих строительных смесей в стране составляло 18 кг на человека. В Западной Европе данный показатель равнялся 45 кг. С тех пор потребление в РБ увеличилось, однако все еще существенно отстает от европейского уровня. Значит, есть потенциал для роста. К тому же достаточно зайти в любой строительный гипермаркет, чтобы убедиться, что присутствие импортных продуктов на рынке все еще значительно. Есть на что нацеливать импортозамещение.
Актуальным остается поиск драйверов роста для строительного рынка в целом. Ведь любое его снижение так или иначе сказывается на производителях стройматериалов, в том числе отделочных.
Пик производственной деятельности “Хенкель Баутехник” в Беларуси пришелся на докризисные годы (2012). С тех пор отраслевой кризис никуда особо и не уходил, в связи с чем предприятию пришлось не столько снизить объемы (они даже несколько увеличились), сколько изменить производственный портфель. На первый план вышли более дешевые продукты бюджетного класса, тогда как удельный вес премиальной линейки уменьшился.
Значительные надежды руководство “Хенкель Баутехник” связывает с ужесточением норм сохранения тепла. Пока норма сопротивления при теплопередаче жилых и офисных зданий в стране составляет 3,2 кВт/кв. м/ч (например, в Бельгии – 7, Литве – 5 кВт/кв. м/ч). Переход на более строгие нормативы может способствовать значительному увеличению объемов производства. “И, конечно же, успех всей отрасли зависит от доходов населения, уровня жизни и развития страны”, – подчеркнул Сергей Новицкий. (belmarket.by/Химия Украины и мира)