Химия Украины и мира

Украина: Внедрение лицензирования торговли и хранения нефтепродуктов – пример сопротивления реформам

Тяжело идут у нас реформы. Все их очень хотят и даже требуют, но когда приходит то самое время, все становятся против.

Хороший кейс имеем возможность наблюдать на примере внедрения лицензирования торговли и хранения нефтепродуктов, которое должно заработать с 1 июля 2019 г.

Чем ближе дата, тем все больше народу начинает задавать вопросы. Параллельно растут масштабы “зрады”. “ГФС ЗАПРЕЩАЕТ ФЕРМЕРАМ ХРАНИТЬ ТОПЛИВО” – посты с такими заголовками сегодня можно встретить на просторах Фейсбука. Их лайкают и репостят тысячи человек. Зраду у нас любят…

Перед тем как присоединиться к “максимальному репосту”, я решил внимательно почитать текст. И вот что из этого получилось.

Во-первых, информация подана как некая сенсация, мол, 16 мая 2019 г. парламент принял закон, который “вносит коррупционные изменения в Налоговый кодекс”. Мол, теперь все должны получать лицензию на хранение топлива. Особо взволновала автора судьба аграриев. (Вспомнилось это из 90-х про “село гыне”).

Что же произошло на самом деле? Лицензирование деятельности по хранению нефтепродуктов было введено еще 23 ноября 2018 г., когда парламент принял изменения в Налоговый кодекс (закон №9260). Те, кто начал готовиться к изменениям заблаговременно, сразу выявил одну действительно серьезную проблему – необходимость наличия документов для целевого использования земельного участка под хранилищами и АЗС. Надо признать, что в этом моменте Нефтегазовая ассоциация Украины как основной инициатор нормы крепко “дала в штангу”. В земельном законодательстве творится неизвестно что, изменить целевое назначение многих участков в ближайшее время возможным не представляется. Эту ошибку НАУ и исправила 16 мая: “целевое” требование было аннулировано.

После этого лицензирование по сути превратилось в обычную проверку документов, которые и так должны быть в наличии у владельца и оператора “нефтепродуктовой” инфраструктуры.

Признает это и автор упомянутого поста. “Теперь … ГФС не интересует целевое назначение земельного участка, на котором размещена емкость с топливом. Но, согласно градостроительных нормативных актов, емкости с топливом необходимо размещать только на земельных участках с соответствующим целевым назначением”, – пишет автор.

Автоматически возникает вопрос: “А что эти резервуары там делают, если размещать их там нельзя?”.

Умудренные опытом эксперты обосновывают отсутствие бумаг невозможностью их легального получения. Мол, честной компании без взяток в Государственной архитектурной инспекции (ГАСИ, реально страшное место) ничего не оформить. Решением видится победоносная борьба с коррупцией в ГАСИ. Не говорят эксперты только, что сначала нужно провести коренную модернизацию строительного законодательства, а это более 5 лет активнейшей работы… Будем ждать?

Другой популярный тезис – “нелегалы продолжат работать успешно и без ваших лицензий”, а “белые” уйдут в тень. Во-первых, не продолжат: работа без лицензии – криминал, а не “админка”, как за торговлю без кассы или без земельных документов. Именно поэтому был выбран такой инструмент. Жизнь любителей кеша станет намного скучнее.

Во-вторых, пишет автор поста, рынок и в частности аграрии уйдут в тень. По-моему, как раз наоборот, они будут вынуждены выйти из нее. Нефтебазы и АЗС, работающие без необходимых документов, это уже и есть тень. Теперь эти объекты надо либо легализировать, либо отказываться от них в пользу работы с теми, у кого с документами все в порядке. К слову, это нормальный эволюционный процесс: у каждого по нефтебазе или маленькому складику – чисто наша украинская особенность. При соблюдении всех нормативов это неподъемная ноша. Намного легче заключить контракт с профильной компанией, которая и привезет, и заправит.

Полное погружение в тень и есть причиной грядущих изменений. Зачем уровнемеры? Чтобы минимизировать фиктивные продажи топлива тем же аграриям и теми же аграриями. Зачем лицензии? Чтобы ужесточить наказание в максимально прозрачной плоскости: лицензия привязана к адресу и светится на сайте ГФС, тут по-тихому не “зарешаешь”.

Кстати об уровнемерах. С 2020 г. ими также предстоит обзавестись аграриям на складах ГСМ. Сегодня это уже будоражит искателей “зрады”, а ближе к заветной дате снова будут крики о давлении на бизнес и село.

А ведь вопрос установки расходомеров-уровнемеров появился в законодательстве еще в 2016 г., просто эту норму постоянно переносили, всегда было не вовремя. Профильные издания и эксперты постоянно об этом напоминали, но тщетно. Прошло два с половиной года и теперь для многих это опять сюрприз.

Половина времени на недавнем профильном ивенте LPG Ukraine Workshop была отведена под эти вопросы. Я подозревал, что многие трейдеры не осознают серьезность грядущих изменений, но чтоб таких больше половины…

Сопротивление реформам – это уже привычное дело. Владельцы тысяч нелегальных АЗС и хранилищ будут рассказывать о коррупции, заговорах “монопольных нефтяников”, лишь бы все осталось как есть.

А выход очень простой: оформляйте все документы по закону и забудьте о проблемах. Государство очень долго позволяло вам зарабатывать, пришло время инвестировать эти деньги в безопасность, уровнемеры и акцизные счетчики.

А пост я решил не репостить. (Заместитель директора ООО “Консалтинговая группа А-95” Артем Куюн, Бизнес Цензор/ Укррудпром/Химия Украины и мира)

Exit mobile version