Химия Украины и мира

Украина: Санкции РФ требуют скорейшего реформирования рынка нефтепродуктов

Существенные ограничения Российской Федерацией поставок нефтепродуктов в июне 2019 г., а также переход на ежемесячное согласование объемов экспорта топлива в Украину диктуют необходимость проведения срочных мер по повышению устойчивости рынка и снижению зависимости от этих поставок путем поддержки альтернативных направлений – внутренней нефтепереработки и морского импорта. Об этом говорится в пресс-релизе “Консалтинговой группы А-95”.

Кроме того, в первоочередном порядке должен быть сформирован запас нефтепродуктов в стратегических сферах – оборонной и транспортной.

Стратегическим направлением альтернативных поставок в “Консалтинговой группе А-95” считают импорт по морю, который на данный момент обеспечивает не более 10% национального баланса дизтоплива. По расчетам экспертов, существующая портовая инфраструктура потенциально способна заместить не только российские, но и белорусские поставки.

Для запуска этого канала необходимо: вдвое снизить портовые сборы до уровня среднеевропейских; ввести льготный железнодорожный тариф на вывоз топлива из портов; приоритетно обеспечить нефтеперевалочные комплексы подвижным составом.

Основным риском при переориентации на “морские” поставки является доминирующее положение группы “Приват” в сфере портовой нефтеперевалки, что в сумме с контролем над крупнейшим в стране Кременчугским НПЗ создает угрозу монополизации рынка. В этой связи правительству необходимо вернуться к активному участию в управлении Кременчугским НПЗ, в котором государству принадлежат 43% акций, и рассмотреть возможность участия в загрузке нефтью предприятия силами НАК “Нафтогаз Украины”.

В среднесрочной перспективе государству необходимо создать мощности по перевалке нефтепродуктов, особенно сжиженного углеводородного газа (СУГ, LPG). “Потенциально по морю можно заместить российские и даже белорусские объемы дизельного топлива. Но заместить поставки LPG из России и Казахстана украинская морская инфраструктура не способна даже на 50%”, – считают в “А-95”.

Помимо уменьшения портовых сборов, которые снизят себестоимость сырья и повысят конкурентоспособность экспортной продукции украинских НПЗ, важнейшим шагом для их поддержки станет ликвидация “теневого” рынка нефтепродуктов. Центральным элементом этой программы является запуск с 1 июля 2019 г. лицензирования операций с нефтепродуктами, внедрение системы мониторинга фактических остатков топлива на складах с помощью уровнемеров в стационарных и передвижных хранилищах, а также модернизация системы администрирования топливного акциза.

“Нелегальные НПЗ и прочие кустарные производители преимущественно выпускают бензин – избыточную позицию в номенклатуре украинских НПЗ. Это делает увеличение переработки невозможным. Контроль за торговлей и перемещением моторных топлив должен существенно снизить “теневой” оборот и дать стимул спросу на продукцию украинских НПЗ”, – говорит директор “Консалтинговой группы А-95”.

Легализация “теневых” объемов нефтепродуктов позволит увеличить доходы государственного бюджета, которые можно использовать для создания запасов нефтепродуктов на базе Госрезерва. Также правительство должно обязать “Укрзализныцю” и Минобороны Украины сформировать и удерживать неснижаемый запас в объеме не менее их месячного потребления. Также необходимо ускорить внесение в парламент законопроекта о создании минимальных запасов нефти и нефтепродуктов, который находится в стадии разработки около четырех лет.

В случае, если реализация данного комплекса мер не даст желаемого результата, правительству необходимо задействовать ограничительные механизмы в виде квот и пошлин по стране происхождения.

31 мая стали известны параметры поставок российского ДТ и СУГ на июнь. По имеющейся информации, Минэкономразвития РФ согласовала поставку 65 тыс. т ДТ и 32 тыс. т СУГ. Для сравнения: в январе-апреле 2019 г. среднемечячный импорт российского ДТ в Украину составил 225 тыс. т, СУГ – 64 тыс. т. (enkorr.com.ua/Химия Украины и мира)

Exit mobile version