Реализация налогового маневра в нефтяной отрасли России приведет к тому, что средняя розничная цена на бензин в 2019 г. составит 48,36 руб./л, в 2024 г. – 51,41 руб./л, следует из “Мониторинга экономической ситуации в России: тенденции и вызовы социально-экономического развития”, подготовленного экспертами Института Гайдара и РАНХиГС.
В 2019 г. в России стартовало завершение налогового маневра в нефтяной отрасли, предусматривающее постепенное обнуление экспортной пошлины на нефть и повышение ставки НДПИ. Эксперты подсчитали итоговый эффект от этих мер. По расчетам исследования, в 2020 г. средняя розничная цена на бензин составит 48,97 руб./л, в 2021 г. – 49,58 руб./л, в 2022 г. – 50,19 руб./л, в 2023 г. – 50,80 руб./л. Прирост суммарных поступлений в бюджет в 2019 г. составит 0,49% ВВП, а к 2024 г. достигнет 3,49% ВВП, отмечается в исследовании.
При этом эксперты предложили альтернативный вариант налогового маневра в этой отрасли в те же годы. В частности, он предполагает не постепенное обнуление экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, а единовременную отмену в 2019 г. Одновременно с отменой экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты повышается ставка НДПИ на величину, эквивалентную снижению экспортной пошлины на нефть, говорится в документе.
“Для поддержания отрасли на среднем уровне до реформы вводится субсидия НПЗ. Субсидия выдается всем НПЗ пропорционально объемам входящей нефти. Размер суммарной субсидии линейно снижается до полной отмены в 2024 г. Ставки акцизов снижаются таким образом, чтобы розничные цены росли в пределах инфляции”, – отмечают эксперты.
Этот вариант, по их мнению, даст больший суммарный итоговый бюджетный эффект за шесть лет, снизит затраты на субсидирование отечественной нефтепереработки, уменьшит рост цен на нефтепродукты на розничном рынке. В частности, в этом варианте предполагается средняя розничная цена на бензин в 2019 г. на уровне 47,91 руб./л, в 2024 г. – 48,67 руб./л.
“Кроме того, этот вариант предполагает отсутствие “ручного регулирования” рынка нефтедобычи и производства нефтепродуктов, что снижает неопределенность для инвесторов и предпринимателей, а небольшой рост внутренних цен на нефть и нефтепродукты способствует более бережному использованию ресурсов. Однако при реализации данного варианта снизятся поступления в дорожные фонды за счет уменьшения акцизных платежей. В качестве альтернативы их пополнения возможно использовать межбюджетные трансферты и/или целевое финансирование”, – говорится в документе. (ria.ru/Химия Украины и мира)