Химия Украины и мира

Россия: Что сулит ПАО “ЛУКойл” разворот в нефтегазохимию

Развитие нефтегазохимического направления должно позволить компании обойти барьеры роста в добыче и нефтепереработке, однако рентабельность нового для нее сегмента будет ограничена высокой конкуренцией в России и за рубежом.

В июне стало известно о планах “ЛУКойла” открыть нефтехимическое производство на территории одного из своих нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) – Пермского либо Кстовского, расположенного в Нижегородской области. Проект предварительной стоимостью $1 млрд. будет ориентирован на выпуск полипропилена – базового полимера, в число крупнейших российских производителей которого входит другое предприятие компании, “Ставролен” (Ставропольский край). Ввод в строй новой площадки на треть увеличит общероссийские мощности по выпуску полипропилена (до 2,1 млн. т в год с прошлогодних 1,4 млн. т, по оценке Refinitiv), если не считать “Запсибнефтехим”, скорый пуск которого “Сибуром” также приведет к наращиванию в отрасли полипропиленовых мощностей (на 500000 т в год).

Строительство комплекса полипропилена должно будет стать шагом на пути расширения мощностей в нефтегазохимии, который был заявлен “ЛУКойлом” в марте прошлого года на Дне инвестора в Лондоне. Тогда же компания подтвердила намерение реализовать на “Ставролене” проект газохимического комплекса (ГХК), который должен будет перерабатывать попутный газ каспийских месторождений для производства карбамида – самого распространенного вида азотных удобрений, на долю которого в 2017 г. пришлось 55% их глобального выпуска, как следует из данных Международной ассоциации производителей удобрений (IFA). В продуктовой линейке “ЛУКойла” удобрений до сих пор не было: наряду с Пермским НПЗ три российских газоперерабатывающих завода (ГПЗ) компании (Локосовский, Коробковский, Усинский) специализируются на выпуске сырья для нефтегазохимии – сжиженных углеводородных газов (СУГ) и широкой фракции легких углеводородов (ШФЛУ). То же самое справедливо и для двух зарубежных предприятий “ЛУКойла”, которые помимо СУГов выпускают техническую серу (завод Бургас в Болгарии), бензол и нафту (Сицилийский НПЗ в Италии). Поэтому открытие новых производств позволит компании диверсифицировать непосредственно сам нефтехимический бизнес, который пока не играет для нее значительной роли.

Вынужденный шаг. Однако подобная диверсификация – во многом вынужденная мера, призванная обойти барьеры роста в сегментах Upstream и Downstream. В добыче на суше пространство для маневра ограничено тем, что в нераспределенном фонде разведанных месторождений не осталось крупных нефтяных гринфилдов, лицензию на последний из которых (Эргинское месторождение в Ханты-Мансийском автономном округе) в 2017 г. получила “Роснефть”. На море же возможности “ЛУКойла” скованы, с одной стороны, отсутствием доступа к арктическому шельфу, который есть только у госкомпаний, с другой – монополией “Газпрома” на экспорт газа, осложняющей монетизацию газовых запасов Каспийских месторождений (им. Корчагина, Ракушечного, им. Кувыкина и других).

Свои сложности есть и в нефтепереработке, которая в ближайшие годы лишится косвенных субсидий из-за налогового маневра – повышения НДПИ в обмен на обнуление экспортных пошлин, разница в уровне которых для нефти и нефтепродуктов долгое время служила подспорьем для российских НПЗ.

Чтобы сохранить прежний уровень рентабельности, нефтепереработчикам придется модернизировать мощности, сокращая производство мазута и наращивая выпуск светлых нефтепродуктов – бензина, керосина и дизеля. И “ЛУКойл” по этому пути уже отчасти пошел, с 2012 г. по 2017 г. увеличив выход светлых нефтепродуктов на своих российских заводах с 54% до 69%, снизив при этом выход мазута и вакуумного газойля с 34% до 14% (как следует из презентации к прошлогоднему Дню инвестора). Это наверняка облегчит НПЗ компании переход к новым фискальным условиям, но не решит проблему стагнации спроса на нефтепродукты как в России, где из-за трудностей в экономике потребление бензина с 2016 г. по 2018 г. увеличилось лишь на 1,8% (с 34,9 млн. до 35,6 млн. т в 2018 г., по данным ЦДУ ТЭК), так и в Европе, где в ближайшие пять лет в силу ужесточения экологических требований к двигателям спрос на бензин снизится на 1,9% до 1,9 млн. баррелей в сутки (б/с), по прогнозу Международного энергетического агентства (МЭА), а на дизель – на 5,1% (до 6,19 млн. б/с).

Еще более слабым будет спрос на мазут, почти 50% глобального потребления которого приходится на судовое топливо (3,4 млн. из 7 млн. б/с, согласно данным МЭА за 2018 год). Со следующего года по решению Международной морской организации (IMO) для морских перевозок нельзя будет использовать топливо с содержанием серы свыше 0,5% (против нынешних 3,5%). Из-за этого к 2024 г. потребление высокосернистого флотского мазута снизится более чем в три раза (до 1,1 млн. б/с, следует из прогноза МЭА). Его долю на рынке, помимо морского газойля и сжиженного природного газа, займет мазут с содержанием серы не более 0,5% (1,8 млн. б/с). Ни один российский НПЗ, по данным Refinitiv, такой мазут сегодня не производит, в том числе из-за высокого содержания серы в нефти Urals (1,44%, по данным НИФИ Минфина), которая менее пригодна для производства низкосернистых нефтепродуктов, чем Brent (0,40%).

Рост в условиях конкуренции. На этом фоне более перспективно выглядят рынки полимеров и минеральных удобрений, причем как на горизонте трех-пяти лет, так и в долгосрочной перспективе. К примеру, глобальный спрос на карбамид в период до 2022 г. по своим среднегодовым темпам роста будет в полтора раза опережать его выпуск (1,6% против 1,1%, согласно прогнозу IFA), а потребление азотных удобрений в целом, по прогнозу Grand View Research, в 2020-2025 гг.будет ежегодно расти в среднем на 2%. Еще более высоким, как следует из прогноза S&P Gloal Platts, в период до 2027 г. будет средний прирост общемирового спроса на полипропилен (3%), дефицит которого четырехкратно увеличится в Азии – с 2,3 млн. т в 2020 г. до 9,7 млн. т в 2027 г. Это справедливо и в отношении полиэтилена, другого базового полимера, возможность производства которого на газохимической площадке “Ставролена” “ЛУКойл” рассматривал в прошлом году. В 2020-2027 гг. дефицит полиэтилена в азиатских странах вырастет более чем в полтора раза, с 15,5 млн. до 26,6 млн. т (здесь и далее – прогноз S&P Global Platts, если это не оговорено специально).

Однако у растущего спроса есть и обратная сторона в виде высокой конкуренции. Дефицит полиолефинов в Азии будет в значительной мере покрыт за счет импорта полипропилена из стран Ближнего Востока, где его профицит с 2020 г. по 2027 г. увеличится на 80% (с 4,2 млн. до 7,6 млн. т), и полиэтилена из Северной Америки, где его профицит за тот же период вырастет на 40% (с 7,3 млн. до 10,2 млн. т). Неслабой будет конкуренция и на российском рынке, поскольку ввод в строй “Запсибнефтехима” приведет к дальнейшему вытеснению импорта, доля которого в потреблении полиэтилена с 2014 г. по 2018 г. снизилась на треть (с 35,1% до 24,1%, согласно данным Inventra), а рандом-сополимера полипропилена (сырья для производства труб) – почти вдвое (с 39,2% до 22,1%).

То же самое касается и рынка карбамида – как глобального, где, несмотря на рост спроса, производство все равно будет превышать потребление (197 млн. т против 188 млн. т, согласно прогнозу IFA на 2022 г.), так и российского, на котором импорт покрывает лишь 6% спроса (по оценке Infomine за 2018 г.), а потому ниша для вытеснения зарубежных производителей чрезвычайно узка.

В этих условиях конечный успех “сдвига” в нефтехимию будет зависеть от способности “ЛУКойла” отыскать свободные рыночные ниши, минимизировав при этом издержки. Одним из решений здесь могла бы стать специализация на выпуске малотоннажных полимеров, в производстве которых используются различные добавки, и импорт которых не будет замещен даже после ввода в строй “Запсибнефтехима”, в чьей линейке будет превалировать полиэтилен и полипропилен базовых марок.

В сегменте удобрений на руку “ЛУКойлу” может сыграть сравнительная близость к экспортным рынкам и наличие собственного дешевого сырья – попутного газа Каспия, доступ к которому будет весьма нелишним в условиях ценовой конкуренции. От того, сумеет ли компания этими преимуществами воспользоваться, и будет зависеть ее доля на новом для нее рынке. (forbes.ru/Химия Украины и мира)

Exit mobile version