Химия Украины и мира

Украина: В Киеве состоялся круглый стол “Эмбарго на удобрения. Что дальше?”

9 июля в помещении UBI Conference Hall (Киев) состоялся круглый стол “Эмбарго на удобрения. Что дальше?”, на котором обсуждались вопросы украинского рынка минеральных удобрений: достаточность элементов питания, возможность роста цен, влияние запрета ввоза российских удобрений с июля этого года.

В мероприятии приняли участие представители украинских производителей удобрений, сельхозпроизводителей, операторов рынка, научных учреждений, общественных и информационных организаций.

Ниже приведены отдельные выступления участников круглого стола.

Алексей Голубов, президент Союза химиков Украины: “Что касается азотных предприятий, то у нас не возникает никаких сомнений, что мы можем выполнить ту заявку, которую мы получили от сельхозпроизводителей. На полную мощность работает черкасский “Азот”, за исключением одной башни селитры, которая находится в ремонте, думаю, до середины следующего года. Работает двумя “селитрами” ровенский “Азот”. Работает “ДнипроАзот” на полную мощность. У нас простаивает только ОПЗ и частично “Северодонецк”. Относительно сложных фосфорных удобрений – мы рассматривали этот вопрос. Это два предприятия – предприятие Днепровский завод минеральных удобрений и “Сумыхимпром”. У них есть общая закупка сырья. Сейчас стартуют. Мы так прикидывали, взяв заявку, что до конца года “Сумыхимпром” может обеспечить, и это пессимистически вариант, порядка 200 тыс. т во втором полугодии. И Днепровский завод минеральных удобрений выходит на 75 тыс. т до конца года. По году мы видим незакрытое нашими предприятиями потребление порядка 800 тыс. т NPK. Из которых, если брать по максимуму, это от 500 до 600 тыс. т может произвести “Сумыхимпром” и, в зависимости от марки, от 130 до 200 тыс. т ДЗМУ. Это то, что наши два предприятия могут сделать – 700-750 тыс. т. Если учесть, что на 17 июня было завезено сложных фосфорных удобрений 588 тыс. т, из них 240 российской продукции и 230 белорусской, а они – основные поставщики, то добирать остаток, который не закрывают наши предприятия, особой сложности нет”.

Михаил Соколов, заместитель главы Всеукраинского аграрного совета: “Сейчас, по последним данным, у нас стоимость удобрений в себестоимости продукции составляет для разных культур от 25% до 30%. Это существенно. Мы конкурируем при этом с россиянами. Потому что и мы, и они экспортируем через бассейн Черного моря фактически на одни и те же рынки. Но у нас удобрения дороже. И сильно. Возникает вопрос: как нам с ними конкурировать? Стратегически – как конкурировать? Я уже молчу про господдержку, где жесткий диспаритет. Но и по затратам ты априори будешь выше. Это – большая проблема. У нас очень дорогая логистика. И это все ложится на плечи агрария. Поэтому эту проблему, которую сегодня называют красивым словом “премиальный рынок”, надо решать. Рынок Украины должен перестать быть премиальным. Мы должны сделать так, чтобы рынок не был премиальным, и цена была такая, как в России. Чтобы мы спокойно конкурировали с россиянами. Потому что пока конъюнктура хорошая, это все можно “проглотить”. А когда конъюнктура будет плохая? А она когда-то будет плохая. И она может быть плохая не один год. Тогда мы с чем столкнемся? Первыми испытают проблемы малые и средние фермерские хозяйства. Потому что у них нет запаса «прочности». На самом деле мы живем на пороховой бочке, которая закончится монополизацией. Если они разорятся, их земли заберут крупные холдинги”.

Сергей Лисковский, глава наблюдательного совета Днепровского завода минеральных удобрений: “Мы как производители ждали это постановление не менее 4-5 лет назад. Сегодня мировая практика, которую можно наблюдать, например, у наших соседей, в Республике Казахстан, в Беларуси, непосредственно в Евросоюзе, когда каждое государство или группа государств заботится в первую очередь о безопасности внутренних рынков. И министерства торговли и экономического развития непосредственно занимаются, чтобы этот баланс между внутренним производством и импортом выдерживался. Мы наблюдаем, что за последние 5 лет в области сложных минеральных удобрений мы фактически потеряли внутренний украинский рынок. Сегодня наши предприятия “Сумыхимпром” и Днепровский завод минеральных удобрений, которые являются базовыми, несколько новых предприятий, которые сегодня зашли на внутренний рынок с новыми технологиями, работают, но с импортированными сырьевыми ресурсами. И сегодня, несмотря на статистику, можем увидеть, что наша доля на внутреннем рынке – где-то около 10% потребления. Это крайне опасная государственная политика, которая привела к тому, что импортерам отдали 90%. К чему она привела? Не секрет, что украинский рынок реализации различных марок сложных минеральных удобрений премиальный, он лучший в Европе. Лучший в чем – здесь самые высокие цены. Когда мы их сравниваем с мировыми ценами, особенно в два высоких сезона – август-сентябрь-октябрь и март-апрель-май – на внутреннем рынке идет реализация по ценам на 20-30-40, а иногда 50% выше, чем мировые цены. Почему так? При таких премиях у нас в кризисном состоянии идут дела на наших химических производствах. Ответ очень прост. Сегодня каждая страна защищает внутренний рынок и дозирует внутреннее производство и импорт. Мы сегодня наблюдаем, что в 2019 г. по статистике в первом полугодии на 20-30% увеличился импорт. Это – первый тезис. Украинские потребители – сельхозпроизводители, во-первых, платят на 30-40% больше за минеральные удобрения, во-вторых, инвестируют в экономику не Украины, а экономику разных государств, которые недалеко от Украины”.

Михаил Саницкий, главный аналитик ИА “Инфоиндустрия”: “Что касается этого года, какую динамику мы наблюдаем? Очень много комплексных удобрений было ввезено с мая и июня. Мы видим, что трейдерские компании начали готовиться к осени. Если предположить, что “Сумыхимпром” и Днепровский завод минеральных удобрений будут работать на полную мощность, по крайней мере заявленную мощность, и в последующие месяцы будет импортирован такой же объем, как и в прошлом году, то мы считаем, что где-то 800 тыс. т украинские крестьяне при негативном сценарии смогут внести фосфорных и комплексных удобрений. То есть объем при самом негативном сценарии – примерно такой, как в прошлом году. Но мы видим, что сюда начали поступать удобрения из Марокко, например аммофос, знаем о компаниях, планирующих очень много греческих удобрений сюда завозить. Из других стран все больше сюда поставляется. Появились на украинском рынке суперфосфата удобрения, которые три года назад почти вообще не завозились. Поэтому мы считаем, что примерно 150 тыс. т могут дополнительно завезти импортеры. Если мы и не выйдем на уровень более 1 млн. удобрений спроса, то где-то 950 тыс. наши крестьяне получат. Эта ситуация будет хуже, чем в 2017 г., но не так плоха, как была в прошлом году. Объемы – это хорошо, но есть цена. На удобрения из Марокко, из Греции – это европейская цена. И она будет где-то на 20% для украинского крестьянина выше. Украинский крестьянин оперирует определенным количеством денег и просто не сможет их выкупить. Значит, он их купит меньше. И даже этих 950 тыс. т, которые он мог бы внести осенью, может не выбрать, потому что у него просто не будет денег”.

Тарас Иващенко, руководитель ООО “Белор-Украина”: “Безусловно, процент импорта будет. Это нормально. Если у нас один производитель селитры, то 20-30% импорта – это норма. Это баланс цен, который обосновывает, если производитель слишком повысит цену, станет слишком много импорта и ему придется остановить производство, если будут низкие цены, импорта просто не будет. Это – нормальная мировая практика. Мы видим, Yara в Европе то же самое делает. Это рыночный механизм. А сегодня почему мы переплачиваем? Потому что осталось меньше месяца до внесения удобрений, а мы только контрактуемся. И если мы сегодня законтрактуем аммофос, то к аграрию он придет во второй половине сентября, когда все закончится. Мы должны создать систему: систему логистическую, систему трейдеров. Они нужны производителю, они нужны импортеру, они нужны фермеру, в конце концов! У фермеров нет возможности купить в июне удобрения, потому что у него просто нет денег. И не могут они нигде взять кредиты. Мы (трейдеры) вне сезона можем завезти, в пик сезона, когда дефицит, и все импортеры поднимают цену, фермеры смогут сказать импортерам, что удобрения есть на складах по нормальной цене. Поднимает цену как раз дефицит! Самое страшное для продовольственной безопасности страны – это дефицит. И в прошлом году летом мы видели ситуацию, когда фермеры “сеялись” без фосфорных удобрений”. (Инфоиндустрия/Химия Украины и мира)

Exit mobile version