Как сообщает исследовательская группа “Петромаркет”, по предварительным оценкам, средняя чистая маржа российских НПЗ в июне увеличилась почти на 1 тыс. руб./т и достигла максимального значения с начала 2019 г. в 2090 руб./т.
При этом в различных группах НПЗ динамика маржи выглядела по-разному. У производителей автобензина, дизельного топлива и переработчиков газового конденсата средняя маржа выросла, тогда как у “оптимизаторов налогообложения” и в группе мини-НПЗ она снизилась. Маржинальность экспортоориентированных НПЗ в июне осталась практически на майском уровне.
Наиболее заметный рост средней маржи переработки в прошедшем месяце (на 1630 руб./т) наблюдался в группе НПЗ-производителей автобензина, куда входят Ангарская НХК, Ачинский НПЗ, Самарская группа НПЗ, Московский НПЗ, “ЛУКойл-ННОС”, Рязанский НПЗ, “ТАИФ-НК”, Уфимская группа НПЗ, “ЛУКойл-УНП”, “ЯНОС”. Впервые с начала года все предприятия этой группы оказались прибыльными со средним показателем чистой маржи в 1600 руб./т.
Основной прирост маржинальности переработки сырья “бензиновым” НПЗ обеспечило снижение дисконта в ценах внутреннего рынка на бензин относительно экспортной альтернативы. Так, в июне относительно мая средняя разница экспортного нетбэка и очищенной от налогов цены НПЗ (без учета “демпфера”) для АИ-92 сократилась с 10 тыс. руб./т до 4 тыс. руб./т., обеспечив прирост порядка 2300 руб./т средней чистой марже нефтепереработки производителей АБ.
Дополнительный положительный вклад в динамику маржи производителей бензина внесли рост стоимости произведенной корзины нефтепродуктов российских НПЗ на экспортных рынках, увеличение пошлинной субсидии и снижение логистического отставания.
Несмотря на то, что июнь оказался первым месяцем, когда бензиновый “демпфер” полностью компенсировал производителям дисконт в ценах внутреннего рынка, его 50%-ное снижение относительно мая внесло отрицательный вклад в динамику чистой маржи НПЗ-производителей АБ. Если бы “демпфер” сохранился на майском уровне, маржа бензиновых НПЗ в июне была бы выше на 800 руб./т. Снижение “демпфера” для дизельного топлива и возвратного акциза на нефть (без учета “демпфера”) также отрицательно сказались на маржинальности “бензиновых” НПЗ.
Средняя чистая маржа НПЗ, входящих в группу производителей дизельного топлива (“ЛУКойл-ВНПЗ”, Омский НПЗ, “ЛУКойл-ПНОС”, “ТАНЕКО”, Хабаровский НПЗ), увеличилась в июне почти в два раза до 4630 руб./т. Внутренний рынок дизельного топлива в прошедшем месяце впервые с начала года стал премиальным для российских производителей. Средняя премия при реализации продукта внутри страны без учета “демпфера” относительно экспортной альтернативы составила порядка 900 руб., обеспечив прирост показателя маржинальности нефтепереработки “дизельных” НПЗ более чем на 2300 руб./т.
Существенный вклад в повышение маржинальности “дизельных” НПЗ – более чем на 600 руб./т – внес июньский рост пошлинной субсидии (разница в экспортных пошлинах на нефть и нефтепродукты), связанный с увеличением среднего выхода на нефть светлых нефтепродуктов (облагаются более низкой пошлиной по сравнению с нефтью) и снижением выхода темных нефтепродуктов (облагаются пошлиной, эквивалентной пошлине на нефть). Такая динамика выходов была обусловлена завершением многочисленных ремонтов установок углубленной переработки нефти, производившихся на “дизельных” НПЗ с третьей декады апреля по конец мая – начало июня. (nangs.org/Химия Украины и мира)