Химия Украины и мира

Россия: Динамика продаж лекарственных препаратов в упаковках в I полугодии 2019 года упала

Динамика продаж лекарственных препаратов в аптеках в 2019 г. заметно отличается от тенденций прошлых лет. Впервые за длительный период потребление ЛП в упаковках падает (-3,9% за I полугодие 2019 г. к аналогичному периоду 2018 г.), отмечают аналитики DSM Group.

Такой высокий показатель “отрицательного прироста” рынок демонстрировал только в кризис 2008-2009 гг. (-6%). После этого динамика потребления в натуральном выражении колебалась от -1% (в 2014 г.) до +6% (в 2012 г.). Последние 3 года рынок прирастал в среднем на 4%. Падение продаж ЛП в упаковках – это в том числе и следствие снижения реальных доходов россиян. Так, по данным Госкомстата, реальные располагаемые денежные доходы в I полугодии по сравнению с I полугодием 2018 г. снизились на 1,3%. Падение рынка было неизбежно: снижение реальных доходов россиян усугубило повышение ставки НДС.

Согласно данным ежемесячного розничного аудита фармацевтического рынка России, проводимого компанией DSM Group, по итогам I полугодия 2019 г. через розничный сегмент было реализовано 2,5 млрд. упаковок лекарственных препаратов стоимостью 489,7 млрд. руб. (в розничных ценах). Емкость рынка лекарств возросла всего на 0,6% в рублях относительно аналогичного периода 2018 г.

После повышенного спроса на препараты против гриппа и ОРВИ в январе 2019 г. в феврале-марте наблюдается снижение продаж препаратов данных групп. В связи с этим впервые за много лет наблюдается в том числе и отрицательная динамика в рублях. Так, при анализе ежемесячных данных можно отметить, что наибольшее падение объема реализации пришлось на начало весны – в марте аптечные продажи сократились на 5,0% в стоимостном выражении и на 11,5% в натуральном.

Цены и ценовая структура. Средневзвешенная цена одной упаковки ЛП выросла на 4,6% и составила 195 руб. Дешевые лекарства вымываются из аптечного ассортимента и потребители вынуждены переходить на более дорогостоящие препараты. При этом ценовой фактор менее значим. Инфляция за первые 6 месяцев составила 2,3%. В 2018 г. за I полугодие цены выросли на 3,4%. Структура изменилась в пользу препаратов “высокого” ценового сегмента относительно января-июня прошлого года.

Положительная динамика продаж была отмечена только у категории “свыше 500 руб.” (+7,0% в руб. и +7,8% в упак.), благодаря чему удельный вес дорогих лекарств вырос на 2,6% в денежном и на 1,0% в натуральном эквиваленте. При этом инфляция на данную группы самая невысокая – +0,9%.

Быстрее всего в цене растут препараты от 150 до 500 руб. – 3,4%. Хотя ранее это всегда были препараты низкого ценового сегмента.

У потребителей по-прежнему самыми востребованными остаются препараты с ценой до 50 руб. – в упаковках доля дешевых ЛП составляет 38,9%. Вес препаратов этой группы сократился на 1,4% в натуральном выражении и на 0,3% в стоимостном в результате снижения продаж.

Соотношение импортных и отечественных продаж ЛП. По итогам января-июня 2019 г. доля российских препаратов выросла на 1,4% до 29,4% в рублях и на 1,9% до 59,6% в упаковках. При рассмотрении абсолютных показателей реализация отечественных препаратов в деньгах выросла на 5,7%, тогда как объем продаж импортных лекарств сократился на 1,4%.

Средняя стоимость упаковки отечественного препарата в розничных ценах в I полугодии 2019 г. составила 96 руб., что приблизительно в 3,5 раза ниже стоимости упаковки импортного лекарственного средства (стоимость препарата зарубежного производства составила 341 руб.). Средневзвешенная стоимость отечественного препарата выросла на 6,4%, импортного – на 7,4%.

Соотношение продаж ЛП рецептурного и безрецептурного отпуска. За 6 месяцев безрецептурные препараты заняли 48,0% рынка в стоимостном и 65,1% в натуральном выражении. В результате разнонаправленной динамики Rx-препараты смогли увеличить свою долю на рынке и стали превалировать в рублевом эквиваленте. В итоге удельный вес рецептурных средств вырос с 50,2% до 52,0%.

В упаковках структура рынка лекарств также изменилась в пользу препаратов, отпускаемых по рецепту врача. При этом продажи обоих типов ЛС упали – объем реализации Rx-препаратов уменьшился на 1,0%, емкость рынка ОТС-средств сократилась более существенно (-5,3%).

Средняя стоимость упаковки рецептурного препарата составила 290 руб., безрецептурный препарат стоил в розничных ценах аптек в среднем 144 руб. Цены на обе категории препаратов выросли относительно аналогичного периода прошлого года на 5,3% и 2,4% соответственно.

Соотношение продаж оригинальных и дженериковых ЛП. Основные тенденции прошлых лет продолжаются и в 2019 г. В том числе этому способствуют и сложившиеся рыночные условия. Доля дженериков в общем объеме продаж растет. В рублях продажи дженериков выросли на 2,3%, в результате чего они смогли занять в I полугодии 2019 г. 62,7% рынка, увеличив свою долю на 1,0%. Несмотря на то, что в упаковках реализация дженериков сократилась на 3,2%, при этом их доля возросла с 83,7% до 84,4%. Средняя стоимость оригинального препарата составила 465 руб./упак. (+5,8% к показателю 2018 г.), дженерик продавался в среднем по 145 руб. (+5,6%).

Соотношение аптечных продаж ЛП по АТС-группам 1-го уровня в России. Структура аптечного рынка по АТС-группам 1-го уровня в I полугодии не изменилась относительно первых 6 месяцев 2018 г. Максимальный прирост по итогам I полугодия продемонстрировала АТС-группа [V] “Прочие препараты” (+7,1%). Рост группе обеспечили аллерген “Сталораль” (+124,2%), средство лечения почечной недостаточности “Кетостерил” (35,7%) и марка “Лейкопластырь” (+25,8%). Группа [A] “Пищеварительный тракт и обмен веществ” с долей 18,5% возглавила рейтинг АТС, что существенно выше, чем емкость других групп. Лидерами в данной АТС остаются гепатопротектор “Эссенциале” (доля 2,4%) и эубиотик “Линекс” (2,3%). На 3-ю строчку поднялся ферментный препарат “Креон” (2,0%), который показал существенный прирост объема реализации на 21,2%. При этом максимальное падение у лидера – брэнда “Эссенциале” (-5,9%). (pharmvestnik.ru/Химия Украины и мира)

Exit mobile version