В текущих экономических реалиях близость к экспортным рынкам и ориентация НПЗ на экспорт продукции становится критически важным фактором.
Опасный рост. Добыча нефти и газового конденсата в России в январе-июле 2019 г. выросла на 2% по сравнению с аналогичным периодом 2018 г., составив 325 млн. т. Прирост добычи в 2018 г. составил 9,1 млн. т; за 7 месяцев 2019 г. дополнительная добыча составила 6,4 млн. т.
По соглашению ОПЕК+ Россия согласилась в I полугодии сократить добычу на 228 тыс. б/с от уровня октября 2018 г., когда Россия достигла максимальных значений в нефтедобыче за весь период с января по ноябрь 2018 г., а именно 48,3 млн. т (11,4 млн. б/с). Более высокий показатель был зафиксирован только в декабре 2018 г. – 48,4 млн. т.
В 2019 г. объем российской нефтедобычи сокращался относительно октябрьских показателей 2018 г., но превышал ежемесячные значения 2018 г. Суточный показатель в рамках исполнения обязательств по сделке ОПЕК+ был выполнен, но вводимые ограничения не повлияли на рост абсолютных значений нефтедобычи в России. На российском и международном рынках по-прежнему имеется избыточное предложение нефти, а соблюдение ограничений в рамках ОПЕК+ не является сдерживающим фактором для роста российской нефтедобычи и увеличения предложения на мировом рынке.
Противостояние ограничений нефтедобычи странами ОПЕК+ и роста сланцевой добычи США, а также противоречивые политические факторы влияния в виде санкций против Ирана, торговой войны США и Китая и другие заложены инвесторами в текущей системе ценообразования.
Объемы российского нефтяного экспорта выросли за первые 7 месяцев 2019 г. относительно аналогичных показателей 2018 г. в целом на 7,1 млн. т, что опережает рост нефтедобычи за этот период, составивший 6,4 млн. т. Незначительная коррекция объемов экспорта в сторону снижения произошла в мае 2019 г., когда импортеры сократили прием загрязненной хлорорганикой нефти.
В то же время отмечается снижение объемов поставки нефтяного сырья на переработку: за 7 месяцев 2019 г. объем поставляемой на переработку нефти снизился на 2,8 млн. т, несмотря на последовательную реализацию российскими компаниями программы модернизации НПЗ и ожидаемый прирост объемов переработки.
Маржинальность и объемы российской нефтепереработки находятся в прямой зависимости от конъюнктуры мировых цен на нефть и нефтепродукты, уровней налоговых ставок и субсидий и прямого воздействия регулирующих органов, устанавливающих предельные уровни цен реализации нефтепродуктов на внебиржевом рынке.
Кроме того, одной из причин снижения объемов переработки в России явилась остановка Антипинского НПЗ, находящегося в состоянии банкротства. В дальнейшем завод продолжил работу по давальческой схеме, а поддержку проекту оказал глава Сбербанка Герман Греф, направив обращение к президенту РФ с просьбой предоставить предприятию новые льготы. Но Минэнерго и Минфин отклонили просьбу президента Сбербанка.
Антипинский НПЗ – высокотехнологичное предприятие, существенно превышающее по уровню модернизации большинство российских НПЗ. Еще в 2016 г., после введения в эксплуатацию комбинированной установки глубокой переработки мазута, завод полностью отказался от производства мазута, достигнув уникальной для российской нефтяной отрасли глубины переработки в 98%. В сентябре 2018 г. Антипинский НПЗ приступил к промышленному производству автомобильного бензина.
Модернизация предприятия, глубина переработки и выход светлых нефтепродуктов не являются главными факторами для получения налоговых субсидий, обеспечивающих рентабельность НПЗ, ориентированного прежде всего на потребности внутреннего рынка. В текущих экономических реалиях и параметрах налогового маневра для получения экономического результата предприятиям нефтепереработки важна близость к экспортным рынкам и ориентация продукции на экспорт по мировым ценам.
Налоговый маневр против модернизации. Одно из последствий реализации налогового маневра – сокращение числа независимых перерабатывающих предприятий. К моменту завершения всех этапов внедрения маневра независимые мини-НПЗ будут вынуждены приобретать нефть по мировым ценам, а реализация нефтепродуктов на внутреннем рынке в течение фактически полугода осуществлялась по регулируемым ценам, ограничивающим маржинальность нефтепереработки и приводящим к убыточности НПЗ.
Убыточность коснулась не только независимых мини-НПЗ, но и вертикально интегрированных компаний, обеспечивающих собственные перерабатывающие заводы поставками собственной нефти. Например, только по группе компаний “Роснефть” списанный убыток из-за заморозки цен на нефтепродукты в 2018 г. составил 180 млрд. руб. Всего же, по оценкам НААНС-Медиа, в зоне риска находится группа независимых и мини-НПЗ с суммарным объемом переработки 46 млн. т в год.
Выбывание из игры существенной части мини-НПЗ при отсутствии изменений в параметрах налогового маневра может привести к потере РФ к 2024 г. около 16% текущих поступлений от сектора нефтепереработки. Оно обернется фактическими потерями объемов производства моторных топлив. Так, за 7 месяцев 2019 г. производство дизтоплива сократилось на 0,8 млн. т, а производство бензина выросло лишь на 0,1 млн. т, то есть значимых прорывов в объемах производства моторных топлив не наблюдается. Программы модернизации на большинстве российских НПЗ, предусматривающие увеличение производства и глубины переработки, а также полный переход на выпуск нефтепродуктов по стандартам Евро-5 либо приостановлены, либо ведутся крайне низкими темпами.
На темпы модернизации негативно повлияли не только изменения налогового режима, но и кризис 2014 г., ввод антироссийских санкций, сокративший возможности финансирования и закупки необходимого оборудования. Завершение ряда модернизационных программ перенесено с 2020 г.на 2027 г., некоторые были прекращены.
“ЛУКойл” в 2016 г. первым завершил программу модернизации на Волгоградском, Пермском, Ухтинском и Нижегородском НПЗ, об этом сообщил на встрече с премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым президент компании Вагит Алекперов. В 2018 г. на Нижегородском НПЗ начато строительство дополнительного комплекса замедленного коксования. Увеличение мощности вторичной переработки наряду с оптимизацией загрузки завода позволит сократить выпуск мазута на 2,7 млн. т в год с увеличением выхода светлых нефтепродуктов.
В 2018 г. на “Киришинефтеоргсинтезе”, входящем в группу “Сургутнефтегаз”, введены в эксплуатацию установки изомеризации и каталитического риформинга, а также мощности по гидроочистке бензина.
В том же году на “ТАИФ-НК” начал работать комплекс глубокой переработки нефтяных остатков. Ангарская нефтехимическая компания ввела в строй комплекс сернокислотного алкилирования. На “Орскнефтеоргсинтезе” введен в эксплуатацию комплекс гидрокрекинга. “Газпром нефтехим Салават” провел ремонт установок по выпуску бензинов, а также работы по пуску комплекса гидроочистки.
АО “ТАНЕКО”, входящее в группу “Татнефть”, в 2016 г. полностью исключило выход темных нефтепродуктов, пустив установку замедленного коксования.
Указанные мероприятия повлияли на глубину переработки, улучшение качества моторных топлив, выход светлых нефтепродуктов, но, к сожалению, не повлияли на увеличение производственных показателей в общегосударственном масштабе.
Что же производить? Если говорить о продуктовом балансе в части моторного топлива, основной объем производимого в России бензина (90-93%) потребляется на внутреннем рынке, в то время как около 50% дизельного топлива экспортируется. Это традиционная ситуация для российской нефтепереработки, формировавшейся в основном по “дизельной” схеме. В дальнейшем российские производители дизтоплива могут столкнуться с проблемой перепроизводства – экспорт будет сокращаться в связи с вводимыми ограничениями в Европе на использование автомобилей с дизельными двигателями.
Курс на дизелизацию выбран многими российскими компаниями – собственниками НПЗ в рамках программы модернизации, но в результате “дизельгейта” многие автогиганты сокращают производство автомобилей, работающих на дизельном топливе, в связи с превышением разрешенных норм уровня оксида азота и все более укрепляющимся трендом на более экологичные электромобили и гибриды. Германия, Франция и другие европейские страны все более склоняются к сокращению или запрету эксплуатации автомобилей с дизельными двигателями.
Это сигнал к оценке эффективности и направления будущих инвестиций, предусмотренных в том числе параметрами налогового маневра, а именно норм направления денежных средств на модернизацию НПЗ, в частности для получения возвратного акциза.
Помимо соглашений с крупными нефтяными компаниями – собственниками НПЗ Минэнерго РФ заключило новые соглашения с 9 независимыми НПЗ о модернизации нефтеперерабатывающих мощностей (в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 29.12.2018 №1725 “О соглашениях о модернизации нефтеперерабатывающих мощностей”, вступившим в силу с 1 января 2019 г.): АО “Нефтехимсервис”; ОАО “Новошахтинский НПЗ”; ООО “Афипский НПЗ”; АО “ТАНЕКО”; ПАО “Орскнефтеоргсинтез”; АО “Антипинский НПЗ”; ООО “Марийский НПЗ”; ООО “Ильский НПЗ”; ООО “Славянск ЭКО”.
Документом утвержден перечень промышленных установок вторичной переработки нефти, строительство которых позволяет предприятиям претендовать на получение возвратного акциза в рамках завершения налогового маневра. В соответствии с соглашениями до 1 января 2026 г. запланирован ввод 13 установок вторичной переработки.
В рамках соглашений с ВИНК о модернизации НПЗ предусмотрен ввод на нефтеперерабатывающих предприятиях России большого количества установок для производства дизельного топлива, что при существенных затратах неминуемо вызовет переизбыток этого вида топлива. Согласно плану, в 2019 г. могут быть введены в эксплуатацию 13 новых установок. На 2020-2027 гг. запланирован запуск еще 31 установки. Всего к концу реализации программы модернизации НПЗ должны быть введены 127 установок первичной и вторичной переработки.
В 2019 г. ПАО “Роснефть” отказалось от нескольких проектов модернизации НПЗ. Крупнейшая российская государственная компания заморозила программу реализации масштабного проекта строительства нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса Восточной нефтехимической компании (ВНХК) на Дальнем Востоке, который стал нерентабелен в текущих параметрах большого налогового маневра.
Дополнительный фактор, оказывающий давление на рынок нефтепереработки в будущем, – сокращение использования мазутов, в частности в секторе морских перевозок. В этой связи возможно обеспечить перестройку производственных процессов и утилизацию компонентов, которые могут быть использованы при производстве судового топлива с низким содержанием серы.
Поскольку возможности для поставок российского дизеля на внешний рынок сократятся, перераспределение производственной корзины топлив (а именно наращивание производства бензинов) является важным направлением для удержания производственного потенциала нефтепереработки в России.
В случае если сектор независимых НПЗ сможет обеспечить в текущих налоговых условиях выполнение соглашений по модернизации для получения возвратного акциза, ввод новых установок позволит увеличить производство автомобильного бензина экологического класса К5 более чем на 3 млн. т в год. Это дополнительные 8% к существующему производству, что является точкой роста отечественной нефтепереработки в семилетней перспективе.
Для реализации программы модернизации и предупреждения банкротства независимых предприятий важно обеспечить корреляцию субсидий, возмещаемых за счет установления максимальной ценовой границы оптовой реализации моторного топлива, с тем чтобы собственникам НПЗ по результатам деятельности не приходилось списывать убытки от заморозки национальных цен.
Но в рамках реализации параметров налогового маневра убыточность внутренних поставок (разница между фактической ценой на нефтепродукты на внутреннем рынке России и нетбэком – индексом экспортной альтернативы) по бензину достигла максимального уровня к концу апреля (23,9 тыс. руб./т), а по ДТ – в феврале и апреле (9,3 тыс. руб./т).
Компенсационные (демпферные) надбавки составили по бензину в марте-июне 5600 руб./т, по дизельному топливу в январе-июне – 5000 руб./т. Стоит отметить значительный разрыв между убыточностью внутренних поставок и компенсационными надбавками. То есть НПЗ выполняют функции сглаживания социальной напряженности путем акцепта убытков от реализации моторных топлив на внутреннем рынке, особенно бензинов.
При этом цены на нефть, сложившиеся в июле-августе 2019 г. на внутреннем рынке России, поддерживают отечественную нефтепереработку лучше субсидий, предусмотренных параметрами налогового маневра, что является несомненным подспорьем для роста маржинальности российских НПЗ в условиях нестабильности меняющейся системы налоговых субсидий.
Так, индекс экспортной альтернативы на нефть на базисе Нижневартовск по состоянию на 14 августа 2019 г. составил 21,9 тыс. руб./т. Максимальная цена на внутреннем рынке России в 2019 г. достигала 29 тыс. руб./т в апреле 2019 г.
Таким образом, основные факторы, которые окажут неизбежное влияние на будущее отечественной нефтепереработки и топливного рынка, – профицит производства дизтоплива при возможной неэффективности затрат на реализацию программ модернизации, снижение потребления дизтоплива в Европе, что повлияет на сокращение экспорта этого вида нефтепродуктов из России; потребность в наращивании производства нафты, бензинов и судового топлива маловязкого и малосернистого, востребованных на внутреннем и внешнем рынках. Кроме того, на отрасль пагубно влияют отсутствие системы стимулирования создания новых производств и единой для всех участников системы распределения государственных субсидий в отрасли, меняющиеся параметры налогового маневра, нацеленные на максимальное бюджетное наполнение в текущем режиме, но формирующие неопределенность финансовых результатов при реализации инвестпроектов в отрасли. В перспективе это приведет к выбыванию активов и сокращению налогооблагаемой базы.
Для сохранения налогооблагаемой базы нефтеперерабатывающей отрасли, стимулирования развития отечественной нефтедобычи, нефтепереработки и нефтехимии, формирования бизнес-ориентиров в отрасли на долгосрочную перспективу важно разработать прогнозные балансы производства и потребления отраслевой продукции с учетом изменения мировой потребительской корзины.
Такие балансы позволят внести своевременную корректировку в программу модернизации НПЗ для того, чтобы избежать избыточных инвестиций в отрасль и, с другой стороны, своевременно перераспределить инвестиционные потоки в новые сегменты. (Тамара Сафонова, исполнительный директор НААНС-Медиа, доцент кафедры международной коммерции РАНХиГС/oilcapital.ru/Химия Украины и мира)