Химия Украины и мира

Россия: Заморозка цен на топливо обошлась нефтяным компаниям в полсотни миллиардов рублей

Потери нефтяных компаний оказались на 47 млрд. руб. больше, чем возмещение из бюджета в рамках соглашения с правительством.

Топливное соглашение с Кабмином, заключенное в 2019 г., обошлось нефтяникам в полсотни миллиардов рублей. Власти возместили нефтяникам почти 180 млрд. руб. в рамках соглашения о заморозке топливных цен с 1 января 2019 г. Однако потери компаний оказались на 47 млрд. руб. больше, подсчитали эксперты. И хотя механизм все еще позволяет удерживать цены на топливо в пределах инфляции, сбои в его работе могут возникнуть, если доллар подорожает до 70 руб., считают они.

С января по ноябрь 2018 г. бензин в России в среднем подорожал почти на 9%, тогда как инфляция за этот период, по данным Росстата, составила лишь 3,4%. В связи с этим правительство договорилось с нефтяниками о фиксации топливных цен, а с января 2019 г. начал действовать демпфирующий механизм в нефтяной отрасли, компенсирующий компаниям недополученные доходы при поставках топлива на внутренний рынок. Он предусматривал, что государство возмещает компаниям до 60% разницы между условной внутренней ценой на топливо и более высокими экспортными ценами.

В прежние годы сдерживать избыточный рост цен на топливо позволяла привязка курса рубля к доллару. Однако после введения механизма бюджетного правила, согласно которому дополнительные доходы от продажи нефти дороже $40 за баррель направляются в резервы, эта зависимость снизилась. Потому правительство и подписало соглашения с крупнейшими нефтяными компаниями о заморозке цен на топливо до апреля 2019 г., а потом продлило его еще на три месяца. Демпфирующий же механизм предусматривал, что государство возмещает компаниям до 60% разницы между условной внутренней ценой на топливо и более высокими экспортными ценами.

Однако если цены на внутреннем рынке оказываются более выгодными, нефтяники должны были сами доплачивать в бюджет. После того, как в первом квартале этого года демпфер сработал именно по этому сценарию, компании настояли на его корректировке. С 1 июля 2019 г. размер компенсации вырос до 75% для бензина и до 70% для дизтоплива.

В конечном итоге за первые семь месяцев 2019 г. нефтяники потеряли 226 млрд. руб., получив в качестве компенсации 179 млрд. руб., подсчитал генеральный директор исследовательской группы “Петромаркет” Иван Хомутов. “Демпфер не сработал так, как задумывался, а лишь выступил неким механизмом компенсации части убытков для нефтяников”, – пояснил он.

В целом эксперты были единодушны в том, что демпфер – вынужденный и ограниченный в своей эффективности механизм. “Бюджетное правило работает, модифицировать мы его не хотим, поэтому получаем ситуацию, когда малейший рост цен на мировом рынке транслируется в рост цены бензина”, – указал замдиректора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв.

Эксперты считают, что действующий механизм регулирования топливного рынка работает не во всем диапазоне курса рубля. “Если курс достигнет 70 руб. за доллар, то опять система выйдет из равновесия, надо будет искать варианты”, – говорят они. В этом случае потребуется новая коррекция демпфера. Поэтому необходимо в целом задуматься о новой системе налогообложения нефтяной отрасли, резюмируют эксперты. (oilcapital.ru/Химия Украины и мира)

Exit mobile version