За 100 дней до внедрения стандарта IMO-2020, вводящего запрет на использование высокосернистого топлива, судовладельцы должны сделать выбор между морским газойлем (MGO) и мазутом с очень низким содержанием серы (VLSFO). Цена вопроса – свыше миллиарда баррелей судового топлива, ежегодно потребляемого отраслью, передает Reuters
Когда были объявлены новые глобальные правила IMO, ограничивающие содержание серы в судовом топливе на уровне 0,5%, морской газойль был представлен едва ли не безусловным победителем. Однако за 100 дней до начала действия правил Международной морской организации аналитики и трейдеры сходятся во мнении, что масштаб колебаний спроса на MGO будет не таким значительным, как ожидалось.
“Темной лошадкой”, которая может бросить вызов MGO, стал VLSFO. Согласно данным брокеров Starfuels, средняя прогнозная цена на этот вид судового топлива в Сингапуре составит в октябре $465,25/т. При этом стоимость MGO, по данным ClearLynx, установится на уровне $556/т.
Предполагается, что поставки VLSFO будут быстро расти и судовладельцы будут склоняться к более дешевому варианту. Но вопрос стоит шире: какой тип топлива заменит 3,6 млн. барр./сут. (б/с) высокосернистого мазута (HSFO), который в настоящее время потребляет мировая судоходная отрасль.
“В Европе и Сингапуре мы производим партии VLSFO и усердно работаем с клиентами, чтобы протестировать и испытать новые топлива. Отзывы наших партнеров оказались положительными, – сказал Шарон Вайнтрауб, генеральный директор по снабжению и торговле в восточном полушарии компании BP Plc. – Мы ожидаем, что большинство судовладельцев и транспортных компаний захотят перейти на VLSFO. Тем не менее, существует доля более консервативных клиентов, которые хотят использовать всесторонне проверенный MGO”.
Изначально мировая судоходная отрасль скептически относилась к VLSFO, но по мере приближения 2020 г. доверие к низкосернистому мазуту быстро растет.
В прошлом месяце компания Consultancy Energy Aspect заявила, что глобальное производство VLSFO, вероятно, превысит в I квартале 2020 г. 1 млн. б/с. “Если весь этот ресурс удастся разместить у судоходных компаний (а это не гарантировано, учитывая отсутствие у судовладельцев опыта работы со сверхнизкосернистым мазутом), газоль проиграет”, – отмечают аналитики Energy Aspect.
Тем не менее, увеличение спроса на газойль при переходе на IMO-2020 составит от 1,4 млн. б/с, по мнению аналитиков FGE, до 2 млн. б/с согласно прогнозу Energy Aspect. Это объясняется тем, что некоторые транспортные компании предпочитают использовать проверенные сорта судового топлива.
“Существует небольшая группа судовладельцев, которые все еще не уверены в качестве VLSFO. Они будут настаивать на сжигании низкосернистого газойля”, – сказал Джастин Тан, менеджер по закупкам бункеровочного топлива в China Navigation Co, Сингапур. Он добавил, что “отрасль все еще стремится найти наиболее экономически эффективный способ эксплуатации судна”.
Замедление экономики также работает против MGO.
“Рынок газойля сталкивается с меньшим давлением, чем мы раньше опасались, – сказала Эмма Ричардс, старший аналитик по нефти и газу в Fitch Solutions. – Более серьезная проблема – это замедление роста мировой торговли, которое ослабит спрос на судовое топливо в целом и ослабит промышленный спрос на морское дизельное топливо”.
Несмотря на это, переход на спецификацию IMO-2020 приведет к заметному увеличению мировых поставок топлива. “Рынок недооценил сложность поставок нового низкосернистого газойля с учетом масштаба морской транспортной отрасли”, – сказал Шри Паравайккарасу, директор FGE.
Предлагаемое IMO уменьшение содержания серы в судовом топливе с сегодняшних 3,5% до 0,5% с 1 января 2020 г. может обрушить прибыли компаний, занимающихся заправкой кораблей топливом – бункеровкой, ухудшить безопасность судоходства и взвинтить стоимость морских перевозок. С учетом действующей разницы в стоимости высоко- и низкосернистого судового топлива, затраты на его покупку с 1 января 2020 г. возрастут на $6-20 тыс. в сутки в зависимости от класса судна.
Согласно прогнозам EnSys и Navigistics Consulting, изменение правил бункеровки увеличит стоимость барреля нефтепродуктов – дизельного и реактивного топлива, также бензина – на $10-20 (+11-12%). (enkorr.com.ua/Химия Украины и мира)