В январе-августе импорт ДТ через порты увеличился на 6,4% до 302,2 тыс. т по сравнению с аналогичным периодом 2018 г. (284 тыс. т), сообщили в “Консалтинговой группе А-95”.
В А-95 отметили, что речь идет о топливе, которое прошло таможенное оформление и поступило на рынок. Существенная часть ДТ сливается в портовые резервуары в режиме таможенного склада и в эту статистику не попадает.
Активизация морских поставок пришлась на июль-август. За эти два месяца трейдеры оформили импорт 133,7 тыс. т против 91,7 тыс. т за аналогичные два месяца прошлого года.
Именно благодаря активности в последние два месяца накопительный объем импорта с начала года превысил показатель аналогичного периода 2018 г. В первом полугодии был оформлен импорт 168,5 тыс. т против 192,2 тыс. т за такой же период 2018 г. Одной из причин снижения морских поставок было давление со стороны более конкурентоспособного по цене российского ресурса.
Крупнейший объем топлива за 8 месяцев 2019 г. поступил через Херсонскую нефтеперевалку, управляемую ГП “Предприятие по обеспечению нефтепродуктами”. Перевалка в Херсоне за 8 месяцев удвоила объем импорта по сравнению с аналогичным периодом 2018 г. – 78,9 против 36,5 тыс. т. В этот период в Херсон поступало преимущественно туркменское и индийское ДТ.
На втором месте по объему импорта порт Южный, сокративший объем на 36% – со 113,5 до 72,6 тыс. т. В этом году Южный принял два больших танкера из Греции и один из Индии общим объемом 95,6 тыс. т, поставленных компаниями Skywalk Trading и BB Energy, кроме того, порт принимал туркменское ДТ и ресурс из турецких терминалов.
Импорт через порт Николаева, который в прошлом году занимал вторую позицию по поставкам ДТ, за 8 месяцев 2019 г. сократился на 34,5% до 43,4 тыс. т. С июня порт практически прекратил прием топлива из-за того, что основной клиент порта группа “Трейд Коммодити” стала объектом внимания Днепропетровского управления ГФС. Атака на “Трейд Коммодити” сопровождалась медиа-поддержкой группы “Приват” и курировалась соратником Игоря Коломойского Святославом Олейником.
Существенно вырос объем импорта ДТ через принадлежащие “Привату” терминалы в Одессе и Черноморске. Через Одессу было оформлено 43,6 тыс. т (+129% к 2018 г.), через Черноморск – 15,8 тыс. т (в 2018 г. импорт через него не осуществлялся).
Импорт через порт Запорожье, принимающий преимущественно туркменское ДТ на мощности “Комбината Зирка”, вырос на 30%, с 28,2 до 36,5 тыс. т. Практически в 3 раза вырос импорт через порт Измаил.
Крупнейшим импортером ДТ по морю остается одесская компания “Евростандарт”. За 8 месяцев она оформила импорт 62,8 тыс. т (+4,8% к аналогичному периоду 2018 г.). На вторую строчку поднялась компания “Альянс Энерго Трейд” – 47,3 тыс. т (+54%), тройку лидеров замыкает группа WOG – 34,9 тыс. т (-40%).
Импорт по морю остается самым дорогим каналом поставок, который в центральной части Украины будет существенно проигрывать “трубопроводным” даже с учетом пошлины в около $25/т. Существенного увеличения нагрузки на порты можно ожидать лишь в случае проблем с импортом российского ресурса. (enkorr.com.ua/Химия Украины и мира)